Врач Анатолий Белоглазов: «Больничная сеть на 90% в ужасающем состоянии»

Убогие корпуса, отсутствие необходимых средств и равнодушное отношение к людям - такой диагноз поставили волгоградским больницам пациенты. Что происходит со службой медпомощи, и как её реанимировать?

   
   

Об этом разговор с Анатолием БЕЛОГЛАЗОВЫМ, известным волгоградским врачом и общественником, ассистентом кафедры амбулаторной и скорой медицинской помощи ВолгГМУ.

Про «медальки»

- Актуальна ли для сегодняшнего поколения медработников клятва Гиппократа?

- Нас часто ею стращают. Мол, вы же медики экстренной службы, давали клятву, вот и бросайтесь под гранаты и под пули, живите и работайте в нечеловеческих условиях, недополучайте за свой тяжелейший труд деньги. О клятве мы помним. Но вот о нас самих помнят вряд ли. Если говорить начистоту, меня крайне удивило освещение в местных СМИ последствий взрыва автобуса 21 октября. В новостях постоянно мелькали лица губернатора, главы Волгограда, их замов… И лишь мимолётом сообщалось о действиях бригады «скорой», первой прибывшей к месту ЧП. А ведь ребята стольких спасли! Потом, конечно, объявили, что их наградят. Но та же фельдшер Ирина Сердинова вот уже 30 лет ютится с семьёй в тесном общежитии. Почему бы за подвиг человеку не медальку дать, а выделить отдельную квартиру?! Вот это действительно было бы общественным признанием, а не показушным жестом.

Сотрудники полиции, спасатели, судьи, приставы имеют от государства массу льгот. Но только не медики, которые рискуют своей жизнью буквально на каждом вызове. Посмотрите хронику происшествий за последние 10 - 15 лет. Нас расстреливали из «калашникова», кидались с ножом, давили пьяные беспредельщики за рулём, травили собаками. И ничего! Логика тут «железная»: вы - медики, поэтому вперёд, под пули!

- Но ведь и медики не совсем белые и пушистые. Взять хотя бы больницу № 7, где к пострадавшим в теракте отнеслись более чем равнодушно.

   
   

- Я знаю уволенного со своей должности главврача Игоря Меркулова более 30 лет. Но что-либо полностью «переделать» в таких больницах, как наша «семёрка», нереально даже самым гениальным администраторам. В этих корпусах-развалюхах с одним туалетом на этаж невозможно оказывать медпомощь по современным стандартам. У нас в принципе вся больничная стационарная сеть на 80 - 90% в ужасном состоянии. Она родом из прошлого века. И здесь не увольнять главврачей нужно, а засучив рукава браться за решение проблемы. Почему бы в программе подготовки к ЧМ-2018 по футболу не заложить средства не только на стадион, дороги и гостиницы, но ещё на строительство двух - трёх современных медицинских клинических мультикомплексов? Если кто-то из иностранных болельщиков или спортсменов во время чемпионата окажется в наших горе-лечебницах, опозоримся на весь мир.

Путь в никуда

- Но ведь государство выдумывает для вас разные меры поддержки...

- Наша система «скорой помощи» жива только благодаря нацпроекту «Здоровье». Стали поступать новые «газели», оборудование. Но с зарплатой всё осталось по-старому. Даже врач, имеющий переработку в полторы или две ставки, в месяц получает лишь 19 - 23 тыс. рублей и не более того. Про зарплату «одноставочников» я не говорю. Их фактически не осталось. Все стараются нагрузить себя как можно больше. Это сказывается на уровне работы. Плюс текучка огромная. Из «скорой» уходят последние высококвалифицированные кадры.

- Минздрав предлагает разделить службу «скорой» и «неотложки», а также включить бригады экстренного вызова в состав всех крупных больниц… Есть ли здравое зерно у такой идеи?

- Если мы хотим, чтобы медицинские центры погрязли в технических вопросах, а спецмашины перестали нормально обслуживаться, то мы можем экспериментировать именно в этом направлении. Ни одна даже самая крупная клиника попросту не потянет техобслуживание автопарка - закупку бензина, запчастей.

- Но ведь изменения нужны. Как перестроить службу «03» на современный лад, не навредив ей?

- Есть такое модное словечко «аутсорсинг», то есть передача непрофильной деятельности в руки специализированного предприятия. Во многих городах - Екатеринбурге, Перми, Вятке - обслуживание автопарка «скорой» успешно идёт по этой системе. В Волгограде пока никаких перспектив не видно. С нас спрашивают по самым высоким меркам. Так и должно быть. Но ведь и условия для работы медикам нужно создавать соответствующие. На одном энтузиазме и показательных порках далеко не уедешь.

ДОСЬЕ

Анатолий Белоглазов родился в г. Петров Вал. Поступил на работу в службу «скорой помощи» в 1979 году по окончании Камышинского медучилища. До 1988 года работал фельдшером СМП Волгограда, после пяти лет заочной учёбы в медуниверситете получил диплом врача СМП. С 2006 года - преподаватель кафедры амбулаторной и скорой медицинской помощи ВолгГМУ. Ведёт активную общественную деятельность по вопросам медицинского просвещения населения.

Смотрите также: