Влюбленный бунтарь. Как красавица погубила восстание последователя Пугачева

Картина Василия Перова «Суд Пугачева» © / wikipedia.org

Донской казак Максим Ханин был одним из последователей Емельяна Пугачева. Он участвовал в восстании 1773-1775 годов, а через несколько лет после его подавления хотел поднять еще один крестьянский бунт.

   
   

История о том, как последнего бунтаря Максима Ханина погубила любовь к крестьянской красавице, – настоящий казачий детектив. Его по архивным документам восстановил краевед Юрий Кравцов из села Ольховка Волгоградской области, рядом с которым и произошли все эти события.

Прекрасная крестьянка

Удалой донской казак Максим Ханин с 15 лет находился на службе, принимал участие во всех военных операциях того времени. Был талантливым оружейником и кузнечным мастером. Но в 1760 году был наказан кнутом и изгнан со службы за воровство. Так он попал в компанию бунтарей, с которой потом и принял участие в восстании под знаменами Пугачева. После подавления бунта Ханин поселился на Иловле, рядом с селом Ольховка.

Где-то в 1779 году Ханин увидел в соседнем городке Дубовке дочь русского переселенца Гаврилы Прохорова, девушку лет 18. По свидетельству участников событий, она обладала редкой, странной для простой крестьянской девушки красотой. Ханин влюбился.

Кстати
Удивительно, но имени роковой крестьянки история не сохранила. В «уголовном деле» она проходит как «девица Прохорова», хотя допрашивали её часто, да и все прочие участники названы по именам. Можно предположить, что имя её было Екатерина, и упоминания тезки царицы следствие решило избежать.

Когда отец красавицы уехал из городка, оставив дочку у своего земляка в селе Морец, влюбленный и уже немолодой казак Ханин решил действовать. В село Морец приехал священник с сыном и уговорил девушку уехать вместе с ними к «знатному боярину Петру Фёдоровичу», где «жить ей будет не в пример слаще». Вызывает сомнение та лёгкость, с которой красавица согласилась уехать неизвестно куда и с кем. Вероятно, что о «похищении» она знала заранее.

Вернувшись домой, Гаврила Прохоров бросается на поиски своей дочери. Довольно быстро он узнает, что девушка находится в доме казака Ханина. Причем осведомители судачат, что жизнь его дочери теперь не в пример завиднее. Среди местных, как пожар, несется молва: под именем простого казака-оружейника скрывается ни много ни мало, царь Пётр III.

Убитый горем отец попытался вернуть дочь миром, но не получилось. Тогда он написал на Ханина донос, которым погубил и дочь, и себя, а заодно и не дал состояться крестьянскому восстанию.

   
   
Петр III. Фото: Commons.wikimedia.org

Следствие ведут казаки

Донос обиженного отца стал поводом для масштабного расследования, ведь власти опасались народных волнений. За последние годы под именем свергнутого, но «чудом спасшегося» Петра III скрывалось много самозванцев. После восстания Емельяна Пугачёва власти до дрожи боялись очередного бунта.

Мартовским утром 1780 года полсотни казаков во главе с офицером взяла под караул оружейника и кузнеца Максима Ханина, девицу Прохорову и работников хутора. Отец похищенной обратился к властям с просьбой вернуть ему дитя, но после первого допроса девушки под арест взяли и самого Гаврилу Прохорова.

На допросе девица Прохорова рассказала, что Ханин «раскрыл» ей своё «царское» происхождение и обещал сделать царицею. Спустя некоторое время следователи «раскололи» и Ханина. Он признался, что в 1778 году в кабаке встретил знакомого уральского казака, с которым вместе «бунтовал» под знамёнами Емельяна Пугачёва. После встречи с ним он и решил объявить себя Петром III. Следующие два года Максим Ханин и те, кто стоял за ним, использовали для активного, но осторожного распространения вести о возрождении государя Петра Фёдоровича. Крестьяне, по свидетельству допрашиваемых, приносили «царю» хлеб, дарили Ханину подарки, подолгу о чём-то с ним советовались. Незадолго до ареста Ханин участвовал в «непристойной гульбе» на хуторе казака Гнусаря. Во время этой «гульбы» он подарил Гнусарю 20 рублей деньгами и ружьё «флинту». По тем временам это был царский подарок. Откуда у простого кузнеца-оружейника имелись такие средства, остаётся только гадать. Видимо, Максим Ханин был в войске Пугачева не рядовым бойцом. А возможно, человек, назвавший себя Ханиным, таковым и не являлся.

В материалах следствия указано, что Ханин признался в намерениях «взять под свою власть её императорское величество», уничтожить дворянское сословие, дать свободу крестьянам, то есть полностью повторил программу Пугачёва. Для этой цели он намеревался использовать запорожских казаков, недовольных недавним разгоном Запорожской сечи, и уральских казаков, урезанных в вольностях после бунта Пугачёва. И идеи эти в те времена были отнюдь не утопичны.

Всех арестованных по делу бунтаря этапировали в Саратов с беспрецедентными мерами безопасности – в кандалах, перемещались только днем, имя Ханина при этом в населенных пунктах вслух не произносили. Выставлялась тройная охрана: в случае нападения ей было предписано убить арестованных. Через неделю Ханина и остальных доставили в Саратов, на этом вся информация о громком деле обрывается. Архивные документы, которые могли бы рассказать о дальнейшей судьбе его героев, либо утеряны, либо намеренно уничтожены.

После этих событий началась жёсткая кампания против остатков Запорожской сечи и массовый перевод запорожских казаков на Кубань. Этот заговор стал последним отзвуком Пугачёвского восстания.