Нож, шило, карандаш и шкура оленя. Как стать кожевенных дел мастером

Александр Садчиков «влюбился» в кожу два года назад. © / Из личного архива

Если рукоделием, скрапбукингом, хенд-мейд бижутерией никого уже не удивить, то кожевенное дело - нечто более оригинальное и сложное. Волгоградец Александр Садчиков работает инженером-конструктором, а вечерами превращается в кожевенных дел мастера.

   
   

Как «приручить» кожу?

Александр влюбился в творчество два года назад. «Однажды я увидел парня, который занимался тиснением по коже, - рассказывает Садчиков. - Он дал мне совет, где приобрести материал и инструменты. Я купил кусочек кожи, сделал чехол для ножа - и первое изделие было комом». 

Теперь Александр создаёт кошельки, сумки, коврики для мышек, ключницы, монетницы, блокноты, «одетые» в кожу. Прямо арсенал какого-то киноковбоя. И что самое главное, всё это не фабричная штамповка, а ручная работа. 

Блокноты из кожи. Фото: Из личного архива

Стоят изделия волгоградских мастеров по коже по-разному. Диапазон цен, например, на кошелёк может колебаться в пределах 800 - 3000 рублей. На цену влияет качество кожи, сложность заказа и вид обработки. 

«Во-первых, тиснение. На влажную кожу кладётся лист бумаги с рисунком, затем карандашом или стилом мастер проводит по контурам. Потом контуры прорезаются специальным «поворотным ножом». Это делается, чтобы разделить элементы рисунка. И в конце концов всё это пробивается штампами, так создаётся рельефность, - рассказывает Садчиков. - Во-вторых, пирография - метод работы с кожей, при котором мы выжигаем по ней, практически как по дереву. В-третьих, роспись акриловыми красками. В-четвёртых, лазерная гравировка, которая выполняется на специальных станках. В-пятых, есть ещё резьба по коже. В-шестых, технология превращения кожи в дерево». 

Блокнот из кожи Фото: Из личного архива

Какова цена  мастерства? 

Дорогое ли удовольствие быть мастером кожевенных дел? Минимальный набор, который нужен, чтобы стать мастером кожевенных дел: нож, иглы, нитки, клей, шило, линейка и карандаш. Плюс для тиснения нужен нож, набор штампов и, конечно, сама кожа. Всё вместе потянет тысяч на пять рублей.  

Полезно знать
Чтобы кожа не впитывала влагу и дольше «жила», её вощат специальной мастикой. Для её приготовления понадобится две части натурального пчелиного воска и одна часть льняного масла. Воск растапливают на водяной бане (не допуская прямого соприкосновения с нагревательной поверхностью!). Когда он расплавится, его снимают и тонкой струйкой вливают масло. Потом можно залить в фольгу. Когда мастика остынет, ею равномерно натирают кожу. Между прочим, средство идеально и для обуви - никакой дождь ей будет не страшен.
   
   

Кожа бывает разная и стоит соответственно качеству. 

«Например, краст - это кожа без лицевой отделки (без шлифовки и тиснения), но она проходит сквозную окраску, - рассказывает мастер. - Бывает кожа растительного дубления - как понятно из названия, дубится растительными веществами (мимоза, дуб). Именно этот сорт лучше всех остальных подходит для тиснения и формовки. Замша производится из шкур оленя, лося и некоторых других животных. При этом снимается грубый верхний слой. Велюр - практически то же самое, что и замша, но производится из любых видов шкур и шлифуется. Спилок - практически отходы. Если кожа слишком толстая, её разделяют на слои. Самый качественный из них - лицевой, он самый прочный. Остальные слои также используются, например, в качестве подкладок или для утолщения основного слоя кожи в изделиях. Иногда его выдают за велюр или замшу. Но спилок не такой прочный, поэтому вещи из «замшезаменителя» долго не прослужат». 

Найти в Волгограде стоящую кожу проблематично, а кожу растительного дубления и вовсе невозможно. Выручает Интернет.

Блокнот из кожи. Фото: Из личного архива

Откуда черпаются идеи? Да отовсюду. Например, обложка на блокнот со старославянскими письменами. «Идея такого блокнота появилась из-за увлечения историей, да и хотелось попробовать роспись по коже, - говорит Александр. - Пользовался пером и разведённой специальной краской. В итоге блокнот украшает Радзивиловская летопись. Я в постоянном поиске. Делаю, делаю, делаю. Для меня всё, что я создаю, - это эксперимент». 

Смотрите также: