Возьму уроки вождения хоровода и «барыни»

   
   

Лейтмотивом прошлой недели для меня была народная культура. Сначала бурановские бабушки, сделавшие «Евровидение», а потом по одному из каналов «зомбоящика» попалась передача про ирландский степ – национальный народный танец. Оказывается, танец любим и лелеян тамошними жителями, а для ирландских мам и пап важно, чтобы дети умели выдать на гора пару степовых па. Вместе со звуками волынки танец стал визитной карточкой страны эля и трилистника.

А у нас? Многие ли смогут станцевать барыню или хоровод? Многие ли сумеют сыграть на балалайке или дудочке, да хотя бы просто услышать их живьем? В Волгограде преподают всего двое дудочников, балалаечники с трудом находят себе учеников – никто не хочет, не модно. Гуслист и вовсе один на всю область. Многие ли из детей знают и поют русские народные песни? Да единицы! И началось это планомерное забывание своей национальной культуры не вчера. Гусли и балалайки сжигали и искореняли еще при царе Горохе, как бесовские инструменты. Хороводы сменились дискотеками, а народных песен стали стесняться, перейдя на рэп и попсу. Все это можно сравнить с семьей, где выбросили в мусор, заменив на аляповатый новодел, все приданое, которое наши бабушки и прабабушки вышивали с великим старанием, мечтами и любовью. Ох, стыдно.

Мы все постепенно решили, что русское народное – это глупое, нелепое и неинтересное. А раз так, то и гордиться тут нечем. А ведь любая народная культура – это сокровище, которое может стать таким же брендом, как волынка и степ, как лезгинка и чеканка, как индейцы и бушмены… И пяток бурановских бабулек доказали, что это так, обаяв полмира. Вот только таких бабушек все меньше и меньше, и учиться у них никто не хочет. Я вот у своей бабушки так и не научилась ни хоровод водить, ни песен петь, ни, смешно сказать, венок вить – тогда это казалось глупым и ненужным. А теперь и учиться хочется, да не у кого…

Смотрите также: