На днях в Волгограде побывал народный артист и заслуженный деятель искусств России, лауреат множества престижных премий и кинонаград Александр Сокуров.
Автор «Русского ковчега», «Молоха» и «Тельца» побывал на Мамаевом кургане, а на встрече со студентами и поклонниками авторского кино рассказал о собственном взгляде на киноискусство.
Об авторском кино
– Нам удалось снять фильм «Русский ковчег», что называется, на одном дыхании, без дублей и «склеек». Это давняя мечта всех режиссёров мира, но долгое время она была неосуществима даже чисто технически. Только когда в нашей стране появилась цифровая техника высокого разрешения, мы вплотную подошли к реализации.
Съёмкам предшествовала огромная подготовительная работа, снимали мы фильм одним оператором и целым «поездом» из помощников, техников в течение двух с лишним часов. По минутам и даже секундам было расписано – когда, в какое помещение Зимнего дворца мы зайдём, затем пройдём дальше и заработает следующий план, в кадр войдёт следующая группа актёров. Порой на переодевание массы людей в исторические костюмы отводилось по 3–4 минуты. За нашей работой следило огромное количество специалистов. Никто не верил, что удастся сделать такую технологию съёмки. Снять такой фильм для нас был вопросом нашей профессиональной чести, и нам всё удалось.
Моя работа над фильмом «Фауст» уже на стадии завершения. Это последняя часть тетралогии, куда также входят картины «Молох», «Телец» и «Солнце». Фильм уже отснят. Его продолжительность – 2 часа 14 минут.
Он на немецком языке, снимался за пределами страны, там играют европейские актёры. Сейчас закончен монтаж, делаются поправки к последним фонограммам. В июне у нас уже будет копия, и, по нашим планам, премьера картины должна быть в Венеции в этом году.
Пока особого желания и рвения у прокатных организаций России к этому фильму нет. Мы не можем собрать зал на такой серьёзный фильм. Это нравственная деградация, которой не было в Советской России. Показывать такую картину в России – это непонятно кому и непонятно где.
Мы, конечно, делаем русский вариант, это будут субтитры или голосовое озвучание – я сделал его сам. Но это тоже затраты, тоже деньги. Копия стоит несколько тысяч долларов. Если она не востребована и картина не нужна, то зачем её делать. Возможно, мы сделаем версию для телевидения.
За последние 15–20 лет в России исчезла потребность в серьёзном кино. Мы не можем собрать зал на 100 человек. Даже в таких крупных городах, как Волгоград.
О национальной культуре
– Заниматься культурой в России сверхрасточительно. Эрмитаж и тот не может позволить себе выездные выставки в провинции – это огромные затраты на перевозку, страховки. Только советская власть могла себе позволить тратить на культуру огромные средства. В постиндустриальном обществе всё крутится вокруг финансов, политики. А культура будет развиваться лишь при наличии выраженного общественного заказа на неё, а это чрезвычайно проблематично.
Пока что специальными президентскими грантами в стране поддерживаются уникальные коллективы – Гергиева, Темирханова, Башмета, но раздать гранты на все талантливые ансамбли, проекты невозможно! Сначала мы должны, наверное, достичь такого состояния общества, когда у нас хорошо будут жить любимые дети любого государства, без которых последнее начинает «качаться», – врач, учитель, военный. И только потом, возможно, придёт очередь деятелей культуры.
Смотрите также:
- Кинокритик Роман Апрелев: «Ёлки 3» - новогодняя комедия с иголочки →
- Телеведущий Сэм Клебанов: «Россиянам нужна сказка» →
- «Географ глобус пропил». Рецензия →