Агротуризм по-Волгоградски

   
   

Выросло целое поколение детей, для которых обыкновенные коровы или козы – такие же экзотические животные, как жирафы. Не случайно все большую популярность в мире приобретает сельский туризм, когда уставшие от городской суеты люди предпочитают фешенебельным курортам жизнь фермерского хозяйства. Попробуем разобраться в особенностях сельского туризма в целом и в Волгограде в частности.

Первым агротуристом России был Дядя Фёдор, который, презрев морской курорт, рванул в милое сердцу Простоквашино. Современный агротурист тоже погружается в повседневный ход жизни деревенского хозяйства: куры несутся, коровы доятся, сыр созревает, вино бродит, пчёлы собирают нектар… Правда, при этом он ещё платит фермеру за постой и питание и даже помогает хозяевам собирать урожай – сплошная выгода! Так, для почти разорившегося финского фермера агротуризм стал единственным спасением. Он переориентировал своё хозяйство на приём сельских туристов: перестроил водяную мельницу в экзотическое кафе, собрал в сарае богатую коллекцию древней сельхозтехники, соорудил прудик, в котором живут все представители местной водной флоры и фауны. И вскоре малоприбыльная ферма превратилась в процветающую туристическую гостиницу.

Идиллия в глухомани

Теоретически глухомань российских деревень идеальна для развития сельского туризма. А учитывая, что часто жители этих местечек только и ждут шального туриста, потому что другого заработка просто нет, то предложений должно быть море.

Прекрасно. Задаём в поисковике Интернета словосочетания «агротуризм» или «сельский туризм». Почему-то вместо Родины сыплются предложения по Чехии, Хорватии, Украине или Белоруссии.

Ищем тщательнее. Появляются турмаршруты в Подмосковье, Карелию или Башкирию. Например, такие: «Просторный дом с красивым садом, баней и сеновалом, национальная кухня, баня, экскурсии в заповедник, катание на лошадях, сбор лекарственных трав, грибов и ягод». Или: «Хозяйство предложит агротуристам мёд с собственной пасеки, медовуху, рыбалку, пешие прогулки по медвежьим тропам, обучение навыкам работы на пасеке».

Отдых на свой страх и риск

А что же в Волгоградской области? Оказалось, что в нашей области под сельским туризмом понимается аренда койко-места в деревенском доме и всё.

   
   

– Агротуризм у нас есть и всегда был, – рассказал директор ГУ «Центр Туризма» Игорь Шувариков. – Москвичи и питерцы из года в год приезжают и живут в труднодоступных хуторах нашей области. Примерно 80% домов в заповедной зоне около Волги сдаются частным образом.

Поток этих туристов-«ди­карей» никем не отслеживается, соответственно налоговых отчислений никто не платит, и безопасность туристов целиком и полностью лежит на них самих. Потеряется человек в лесу или боднёт его та же корова – ответственности никто за это не понесёт.

Стоит койко-место в домике в деревне от 150 рублей в сутки. Питание, развлечение, экскурсии – дополнительно. Причём узнать, есть ли они в конкретном хуторе, заранее, видимо, невозможно.

– Закон не запрещает людям сдавать жильё внаём, – считает Шувариков, – стоит только вмешаться государству и попробовать привести этот бизнес в систему, как в разы увеличится стоимость услуг. И расценки станут такие же, как на турбазах. Сельский туризм – самый безопасный. Смысл его – приобщение к сельской жизни. Просто аккуратнее надо быть. Я сторонник того, что с частниками надо работать напрямую. Как только появится посредник, всё сразу станет дороже раза в три. Те же турфирмы берут с путёвки от 10%, и им невыгодны дешевые туры.

Где искать?

Узнать, где ждут агротуристов, можно на сайте Ассоциации развития агротуризма www.agritourism.ru.

Смотрите также: