Примерное время чтения: 7 минут
9237

У кого были мордовские корни? Этих выдающихся людей знает вся Россия

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Нижнее Поволжье №42 20/10/2021
Мордовская семья из Казанской губернии. Г.Ф.Локке-Риттих, 1870 г.
Мордовская семья из Казанской губернии. Г.Ф.Локке-Риттих, 1870 г. АиФ

Мордовский этнос подарил России и миру выдающихся людей в самых разных областях: на ратном, трудовом и духовном поприщах, а также в политике, спорте, искусстве и других сферах. сегодня поговорим о некоторых из них. 

Кто был духовным лидером?

Предки нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла происходят из окрестностей небольшого городка Лукоянова на юге Нижегородской области, где население было в основном мордовским. Их родина — село Оброчное Ичалковского района Мордовии.

В мае 1605 г. в с. Вельдеманове Нижегородского уезда родился будущий седьмой патриарх Никон (в миру Никита Минин). Его отца, «мордовского крестьянина», кузнеца по профессии, звали «Мина Савельев сын Васильев», а мать — Мариамной Гавриловной. Патриаршество Никона длилось всего шесть лет (1652 — 1658 гг.), но оно было ярким, насыщенным многочисленными событиями. Именно он провёл широко известную церковную реформу, вызвавшую церковный раскол. Патриарх в 1654 году убедил царя Алексея Михайловича, что воссоединение Украины с Московским государством — это первый шаг на пути реализации программы созидания вселенской православной империи, и посоветовал принять предложение гетмана Богдана Хмельницкого о присоединении. 

Протопоп Аввакум (Петров), священник русской церкви, протопоп, писатель и общественный деятель, также имел мордовские корни. Он родился 5 декабря 1620 г. в с. Григорове Нижегородского уезда в мордовской семье священника. Аввакум — участник влиятельного «Кружка ревнителей благочестия», друг и соратник будущего патриарха Московского Никона, также входившего в этот кружок. 

Бывшие народы СССР, исповедующие православие, и сегодня являются приверженцами одной из двух ветвей христианского вероучения, которые были сформированы и приняты в XVII веке религиозными лидерами-мордвинами: Патриархом Никоном-поборником обновленной веры и защитником старых догм православия – Аввакумом.

Государственный деятель, писатель, историк, академик В. О. Ключевский (1841-1911) родился в с. Воскресеновка Пензенского района Пензенской области в семье сельского священника. Его отец был мордвином. В 1865 году Ключевский окончил университет и защитил кандидатскую диссертацию «Сказания иностранцев о Московском государстве». За эту работу его наградили золотой медалью и оставили при кафедре. Главный вывод, который учёный сделал в диссертации: жития не могут быть достоверным историческим источником, так как не позволяют установить детали «обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта». 

Мордвин по происхождению Н. С. Мордвинов (1754-1845) — русский государственный и общественный деятель, экономист, русский флотоводец и государственный деятель, сын адмирала С. И. Мордвинова, один из организаторов Черноморского флота, председатель Черноморского адмиралтейского правления (1792-1799), первый в истории России морской министр (1802), председатель Вольного экономического общества (1823-1840). 

Из мордвы и М. И. Сумгин (1873-1942) — выдающийся исследователь Сибири и Дальнего Востока, доктор геолого-минералогических наук, профессор, основоположник российского мерзлотоведения, один из основателей учения о вечной мерзлоте.

А. М. Горький (1868-1936), русский и советский писатель, поэт, прозаик, драматург, основоположник литературы социалистического реализма, инициатор создания Союза писателей СССР и первый председатель правления этого союза — мордвин по материнской линии.

Немало выдающихся личностей, имеющих мордовские корни, отличились на военном поприще: маршалы Советского Союза Д. Ф. Устинов, С. Ф. Ахромеев, генерал армии М. А. Пуркаев, генерал-полковник Н. Т. Антошкин, легендарный герой гражданской войны В. И. Чапаев. Около 360 Героев Советского Союза, получивших звание за военные и гражданские подвиги, принадлежат к мордовскому этносу. Среди них: летчики В. П. Чкалов, А. П. Маресьев и М. П. Девятаев, космонавты В. Н. Дежуров, В. И. Пацаев, А. А. Губарев, Н. Н. Рукавишников, Г. В. Сарафанов.

Кто они, герои наших дней?

Недавние находки в архивах подтверждают наличие мордовских корней и у знаменитого русского писателя, актёра и режиссёра В. М. Шукшина. Тесную кровную связь с Мордовией имеют известные российские актёры Олег Табаков и Николай Чиндяйкин, живописец Никас Сафронов. 

Многие прославленные спортсмены и тренеры являются уроженцами республики либо представителями мордовского этноса. Родовая ветвь по материнской линии звезды НХЛ, лидера сборной России по хоккею Александра Овечкина тянется из села Шокша Теньгушевского района. Родители двукратной олимпийской чемпионки, гимнастки Светланы Хоркиной — уроженцы Темниковского района. Четырёхкратный олимпийский чемпион, гимнаст Алексей Немов родом из соседнего с Темниковом Теньгушевского района Мордовии. В селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района испокон веков жили предки эксчемпиона мира по боксу Олега Маскаева, здесь родились его дед и отец. Мордовкой является лыжница, шестикратная олимпийская чемпионка Любовь Егорова. Гордость и славу России и Мордовии составляют всемирно известный скульптор С. Д. Эрьзя (Нефёдов), художник Ф. В. Сычков. В мордовской национальной культуре берёт своё начало песенное творчество Лидии Руслановой, Марии Мордасовой и Надежды Кадышевой.

Каким был мордовский край и его жители?

В начале ХХ века российский учёный-исследователь с. к. кузнецов, собрав топонимические сведения, заключил, что в древнейший период своей истории мордва занимала огромное пространство, захватывающее следующие губернии российской империи: часть казанской, нижегородскую, пензенскую, часть рязанской и калужской, симбирскую, тамбовскую, самарскую и саратовскую.

На протяжении столетий мордва оставалась самобытной и независимой с сильной эрзянской военной организацией и прочной княжеской властью (Пургасова Русь конца XII — начало XIII века). Во времена нашествия Батыя взаимодействие Руси и мордвы упрочилось против общего врага. Появление мордвы в самых низовьях, возле Астрахани, относится уже к позднейшему времени, а в пределах нынешних Уфимской и Оренбургской губерний она появилась в XVI, главным образом в XVII столетии. 

В европейской части России до 70% названий географических и водных объектов ведут происхождение из финского языка, языков и наречий родственных ему народов, этносов и этнографических групп. В названиях присутствуют историко-культурные и пространственно-временные вехи истории мордовского этноса и его языка. Так, в мокшанском словаре одно из значений слова «тула» — «засов». Отсюда название города Тула. «Тамбов» по-мокшански — «омут, топкое место». Рязань — это славянская форма слова «эрзань». Так зовёт себя одна из ветвей мордовского народа и сейчас (эрзя). Есть версии происхождения названия столицы РФ Москвы из мордовского языка.

Интересны работы русских публицистов-этнографов, учёных, мыслителей и литераторов XIX – XX веков о мордовском крае и его жителях. Так, В. А. Ауновский отмечал природную смекалку, тонкий ум, сообразительность мордвы, а также миролюбивый характер. Материалы И. И. Дубасова свидетельствуют о том, что у мордовского народа очень рано сформировались специфические нравственные нормы. К XVI в. господствующими ценностями были воинская доблесть и трудовые навыки. Высокие моральные принципы отличали мордовских девушек. Писатель Л. Н. Толстой отмечал такое национальное качество мордвы, как упорство. А. М. Горький во многих своих произведениях дал яркие мордовские образы. 

Исследователь Н. Н. Оглоблин писал: «…в характере местной мордвы невольно наблюдается какое-то горделивое спокойствие, порядочность и сдержанность, полное сознание своего достоинства и чуждое всякого рода выходок, резкостей, крайностей». 

Среди других штрихов к нравственно-психологическому портрету мордовского народа газеты и журналы отмечали миролюбие, доброту, гостеприимство, упорство в достижении цели, почитание старших, консерватизм в верованиях, крепость семейных уз и др. Особо выделялось, что «мордвин осознает себя только мордвином…» Н. Н. Оглоблин в своей работе делает такой вывод: «Маленькое сравнительно мордовское племя блистательно доказало за время своего многовекового сожительства с огромным русским племенем и свою историческую живучесть, и свою способность к культурному развитию. А раз так, значит, мордва доказала своё историческое право на самобытную жизнь среди и рядом с русским народом…». 

И как созвучны эти слова строкам из стихотворений С. А. Есенина: «Затерялась Русь в Мордве и Чуди…», а также «Край мой! Любимая Русь и Мордва!».

Мордовский народ и мордовская земля взрастили многих выдающихся деятелей в разных областях жизни, ставших неотъемлемой частью российской и мировой истории и культуры. Можно и нужно по праву этим гордиться — они наше национальное достояние. Достояние мордовского этноса в составе многонациональной России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах