О том, что в центрах занятости обратившиеся сталкиваются с «цифровой принудиловкой», наше издание писало уже не раз. Проблема по-прежнему остаётся острой, причём касается она, как правило, наиболее социально уязвимых категорий земляков.
А не пошли бы в Сеть...
Дело в том, что услуги службы можно получать исключительно в цифровом формате. Это не фантазия местной службы занятости – такой порядок не один год действует по всей России. А вместе с этим остаётся нерешенным вопрос, как быть тем, кто не владеет цифровыми технологиями, не имеет необходимых гаджетов или опасается открывать профиль на «Госуслугах» из-за многочисленных случаев с атаками мошенников.
Одним из тех, кто заплутал в цифровых дебрях, стал житель Волгограда Александр (фамилию не указываем по его просьбе. – Авт.). Он начал искать работу, обратился в территориальный центр занятости в надежде, что помогут. Подал заявление, но получил отказ.
«В феврале 2025-го я пришёл в районный центр занятости, – рассказывает мужчина. – Хотел стать на учёт, но заявление на листе бумаги у меня не приняли, сказали, что это надо делать только через «Госуслуги». Я когда-то аккаунт заводил, но им не пользовался. Ладно, восстановил доступ в свой кабинет, вместе с консультантом службы занятости почти час пытался зарегистрироваться. У нас так ничего и не получилось, и почему-то я оказался в этом виноват. Принимать от меня бумажное заявление вновь категорически отказались. В общем, отправили меня в… интернет».
С точки зрения житейской логики ситуация дикая – у человека не принимают заявление в государственном органе власти на социальную помощь лишь потому, что оно написано на листе бумаги. Однако по Правилам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утверждённым соответствующим постановлением правительства РФ, регистрация осуществляется только в форме электронного документа.
Что решил суд?
Между тем немало и таких людей, которые, как говорилось выше, просто опасаются заводить личный кабинет на «Госуслугах». Понять их можно: так, по словам директора департамента противодействия мошенничеству «Сбербанка» Сергея Велигодского, сегодня около 40% мошеннических практик происходит по схеме обмана через «Госуслуги».
И вот теперь для этих людей надежда тоже имеется: так, на днях интересы тех, кто отстаивает «право на бумагу», защитил Верховный суд. Речь идёт о деле москвички Галины Бобровой, которая в начале 2025 г. обратилась в свой местный отдел соцзащиты, чтобы ей назначили как неработающему пенсионеру региональную социальную доплату к пенсии. Однако ей отказали в приёме бумажного бланка заявления, отправив на те же «Госуслуги».
Но Боброва пошла не в интернет, а в суд. Она просила признать отказ принять бумажное заявление незаконным.
Не смутило пенсионерку то, что суды первой и апелляционной инстанций не поддержали её исковые требования. Она пошла дальше, и в итоге судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России встала на её сторону.
В определении, вынесенном 25 марта, суд счёл незаконным отказ в назначении доплаты к пенсии на основании отсутствия аккаунта на портале «Госуслуги». Решения первой и второй судебных инстанций были признаны неправомерными. В частности, было указано, что недостаточные навыки пользователя в сети Интернет не должны быть причиной для несоблюдения права пенсионера на предоставление мер социальной поддержки. И органу социальной защиты указали на то, что заявительница имеет право подать заявление на бумажном носителе.
Так Галина Боброва смогла доказать чиновникам, что и «с бумажкой она не букашка», и тем самым создала важный правовой прецедент для тех, кто не готов с головой погрузиться в цифровые технологии. Судебный путь – не самый простой, но теперь он хотя бы открыт.
Комментарий
Пресс-секретарь уполномоченного по правам человека в Волгоградской области Юрий Корзеев:
«Обращений по ситуации, аналогичной той, в которой оказался волгоградец Александр, в аппарате уполномоченного по правам человека в Волгоградской области не одно. Отмечу, что при подготовке изменений в Федеральный закон «О занятости населения в РФ» № 565-ФЗ от 12.12.2023 волгоградским уполномоченным была подготовлена правовая оценка о неправомерности использования исключительно электронного формата подачи заявлений в центры занятости.
Российское законодательство не обязывает гражданина иметь смартфон или прочие гаджеты, без которых нельзя пользоваться цифровым пространством. Традиционное заявление на бумажном листе должно безоговорочно гарантировать каждому реализацию его прав».