Примерное время чтения: 4 минуты
59

С бумажкой – букашка. Как получить соцпомощь тем, кто не силен в Интернете

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Нижнее Поволжье №17 23/04/2025
Верховный суд решил, что заявление на бумаге также правомочно, как и электронное.
Верховный суд решил, что заявление на бумаге также правомочно, как и электронное. / karlyukav / freepik.com

О том, что в центрах занятости обратившиеся сталкиваются с «цифровой принудиловкой», наше издание писало уже не раз. Проблема по-прежнему остаётся острой, причём касается она, как правило, наиболее социально уязвимых категорий земляков.

А не пошли бы в Сеть...

Дело в том, что услуги службы можно получать исключительно в цифровом формате. Это не фантазия местной службы занятости – такой порядок не один год действует по всей России. А вместе с этим остаётся нерешенным вопрос, как быть тем, кто не владеет цифровыми технологиями, не имеет необходимых гаджетов или опасается открывать профиль на «Госуслугах» из-за многочисленных случаев с атаками мошенников. 

Одним из тех, кто заплутал в цифровых дебрях, стал житель Волгограда Александр (фамилию не указываем по его просьбе. – Авт.). Он начал искать работу, обратился в территориальный центр занятости в надежде, что помогут. Подал заявление, но получил отказ.

«В феврале 2025-го я пришёл в районный центр занятости, – рассказывает мужчина. – Хотел стать на учёт, но заявление на листе бумаги у меня не приняли, сказали, что это надо делать только через «Госуслуги». Я когда-то аккаунт заводил, но им не пользовался. Ладно, восстановил доступ в свой кабинет, вместе с консультантом службы занятости почти час пытался зарегистрироваться. У нас так ничего и не получилось, и почему-то я оказался в этом виноват. Принимать от меня бумажное заявление вновь категорически отказались. В общем, отправили меня в… интернет».

С точки зрения житейской логики ситуация дикая – у человека не принимают заявление в государственном органе власти на социальную помощь лишь потому, что оно написано на листе бумаги. Однако по Правилам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утверждённым соответствующим постановлением правительства РФ, регистрация осуществляется только в форме электронного документа.

Что решил суд?

Между тем немало и таких людей, которые, как говорилось выше, просто опасаются заводить личный кабинет на «Госуслугах». Понять их можно: так, по словам директора департамента противодействия мошенничеству «Сбербанка» Сергея Велигодского, сегодня около 40% мошеннических практик происходит по схеме обмана через «Госуслуги». 

И вот теперь для этих людей надежда тоже имеется: так, на днях интересы тех, кто отстаивает «право на бумагу», защитил Верховный суд.  Речь идёт о деле москвички Галины Бобровой, которая в начале 2025 г. обратилась  в свой местный отдел соцзащиты, чтобы ей назначили как неработающему пенсионеру региональную социальную доплату к пенсии. Однако ей отказали в приёме бумажного бланка заявления, отправив на те же «Госуслуги». 

Но Боброва пошла не в интернет, а в суд. Она просила признать отказ принять бумажное заявление незаконным.

Не смутило пенсионерку то, что суды первой и апелляционной инстанций не поддержали её исковые требования. Она пошла дальше, и в итоге судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России  встала на её сторону.

В определении, вынесенном 25 марта, суд счёл незаконным отказ в назначении доплаты к пенсии на основании отсутствия аккаунта на портале «Госуслуги». Решения первой и второй судебных инстанций были признаны неправомерными. В частности, было указано, что недостаточные навыки пользователя в сети Интернет не должны быть причиной для несоблюдения права пенсионера на предоставление мер социальной поддержки. И органу социальной защиты указали на то, что заявительница имеет право подать заявление на бумажном носителе.

Так Галина Боброва смогла доказать чиновникам, что и «с бумажкой она не букашка», и тем самым создала важный правовой прецедент для тех, кто не готов с головой погрузиться в цифровые технологии. Судебный путь – не самый простой, но теперь он хотя бы открыт.

Комментарий

Пресс-секретарь уполномоченного по правам человека в Волгоградской области Юрий Корзеев:

«Обращений по ситуации, аналогичной той, в которой оказался волгоградец Александр, в аппарате уполномоченного по правам человека в Волгоградской области не одно. Отмечу, что при подготовке изменений в Федеральный закон «О занятости населения в РФ» № 565-ФЗ от 12.12.2023 волгоградским уполномоченным была подготовлена правовая оценка о неправомерности использования исключительно электронного формата подачи заявлений в центры занятости. 

Российское законодательство не обязывает гражданина иметь смартфон или прочие гаджеты, без которых нельзя пользоваться цифровым пространством. Традиционное заявление на бумажном листе должно безоговорочно гарантировать каждому реализацию его прав».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах