Всегда очень приятно, когда удаётся помочь нашим читателям защитить свои права. Сегодня – один из таких случаев торжества справедливости. Напомним, как развивалась эта история.
Цена вопроса
Все началось с публикации «Привет из параллельного мира» («АиФ»-Нижнее Поволжье» № 11 от 15.03.2023), где речь шла о новых рисках для потребителей и возможностях защитить свои права. В том числе были указаны контакты контролирующих сферу ведомств, а также общественных организаций.
После этого в общественную организацию «Лига прав потребителей» обратилась читательница «АиФ»-НП», которая решила попросить помощи.
Оказалось, прямо к ней домой явились некие «работники противопожарной безопасности», мужчина и женщина. Убедили пожилую одинокую женщину, что дом её старый, проводка никудышная, и чтобы не случилось пожара, надо обязательно купить комплекты огнегашения для розеток и выключателей.
Много ли надо, чтобы запугать пожилого человека? Вот и наша читательница поверила. В комплект, предложенный бабушке, входила пластиковая коробочка, несколько проспиртованных салфеток и обычная розетка (на фото справа). И всё! Цена такому добру от силы рублей 300-400, но с пенсионерки взяли… 12 900 руб. за штуку, причём ей умудрились навязать сразу четыре комплекта. Припугнули: если откажется от покупки, то её ждёт штраф в размере 30 000 руб. Бабушка сдалась и заплатила в общей сложности 51 600 руб.!
Когда пенсионерка пришла в себя, то поняла – ей теперь не на что приобрести лекарства, продукты питания. И, прочитав статью, решила бороться. А в «Лиге прав потребителей» взялись ей помочь.
– Изучив документы, мы выяснили, что за «противопожарной безопасностью» стоит некий индивидуальный предприниматель Колчин Е. В., – рассказали в общественной организации. – Два договора купли-продажи были подписаны от его имени.
Договор был составлен хитро: мелким шрифтом там было указано, что покупка не носит обязательный характер. Но, конечно, этого обманутая не заметила.
И главное: в документе было прямо написано, что вернуть данные комплекты нельзя и что претензий по качеству у пенсионерки нет. Так что человеку заранее обрезали пути к отступлению (и наверняка эта жертва была не единственная).
Но в случае нашей читательницы всё закончилось хорошо.Общественники обратились в суд от лица пострадавшей и потребовали расторгнуть договор. Суды заняли несколько месяцев, но итог радует.
– Нам удалось доказать в суде факт нарушения прав потребителя, – рассказала председатель РОО «Лига прав потребителей» Ксения Осадчая. – Судебная инстанция встала на сторону пострадавшей и сочла договоры купли-продажи недействительными. Теперь мы ждём расторжения договора и возврата пожилому человеку заплаченных средств.
Выход есть
Этот финал можно назвать оптимистичным, но… Почти в каждом номере мы пишем о разных формах обмана. Стариков заставляют покупать сигнализаторы газовой безопасности, менять пластиковые окна, запасаться приборами от всех болезней… Предупреждения насчёт бдительности срабатывают слабо, так как обманщики умеют втираться в доверие. И даже если их вину докажет суд, то это совсем не значит, что пострадавшим вернут деньги. Для этого они должны снова идти в суд, требовать возмещения, но похищенные у них средства к этому моменту, как правило, уже исчезли...
Выход всё равно есть – действовать.
– Если вы считаете, что вас обманули, то обращайтесь, – говорит Ксения Осадчая. – Мы постараемся разобраться в ситуации и помочь. Никто не имеет права вас обирать и обманывать.
Полезно знать
Куда обращаться потребителю:
- в отдел защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по ВО, тел.:
- 8 (8442) 23-00-07, 23-00-10;
- в консультационный центр на базе Роспотребнадзора: Волгоград, ул. Ангарская, д. 13б (территория областной больницы), 2-й эт., кабинет 2.9, тел. 8 (8442) 37-06-92;
- в «Лигу прав потребителей»: тел. 8 (8443) 92-22-83, e-mail: Ligapotreb@yandex.ru; ТГ-канал: https://t.me/ligapravpotrebiteley.