Примерное время чтения: 8 минут
1912

«Тигры штурмовали здание МВД». Истории из жизни Волгоградского цирка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ-Нижнее Поволжье №19 10/05/2017
Незапланированный «променад» цирковых животных по центру Волгограда обошелся без жертв.
Незапланированный «променад» цирковых животных по центру Волгограда обошелся без жертв. / Николай Павленко / Из личного архива

Волгоградский цирк в этом году - дважды юбиляр. 85 лет назад было построено здание Сталинградского цирка в Тракторозаводском районе. А 50 лет назад  - в Центральном, на улице Краснознаменской, известное ныне каждому горожанину. Сергей Самарин посвятил последнему больше 30 лет, долго был его директором. Он рассказал «АиФ-Волгоград» байки и грустную правду о цирковой жизни.

Оборонка помогла канатоходцу

Сергей Новицкий, «АиФ-Волгоград»: Как вы начали свою работу в цирке?

Сергей Самарин: Волей случая. В начале 70-х годов директор цирка Алексей Горбенко пригласил меня к себе на должность главного инженера. На мне было всё непростое хозяйство цирка, включая обслуживание аппаратуры гастролирующих артистов. Иногда её надо ремонтировать, а иногда и создавать с нуля. Помню, для одной из программ знаменитого канатоходца, акробата, эквилибриста, народного артиста СССР Владимира Волжанского срочно заказывали на госпремию на одном из оборонных предприятий региона оборудование для его выступления в столице.

- Вы ведь работали уже в новом здании цирка. Оценила его публика?

- Артисты и публика оценивали здание, построенное по проекту заслуженного архитектора РФ Константина Дынкина, высоко. Волгоградский цирк десятилетиями оставался одной из визитных карточек города, входил в десятку лучших в стране.

Досье
Сергей Самарин. Родился в 1946 году в Куйбышеве. После службы в армии поступил в Волгоградский инженерно-строительный институт. Работал в управлении культуры Волгоградского облисполкома. С 1972 года перешел в цирк. С 1979 по 2003 год был его директором. Заслуженный работник культуры РФ.

У нас выступали практически все звёзды советского и российского цирка. Гастролировали дрессировщики Филатовы, Дуровы, Запашные, Корниловы, иллюзионисты Игорь и Эмиль Кио, клоун Михаил Румянцев, он же «Карандаш». Давали представления даже по будням, и всегда аншлаг. Немыслимое дело по нынешним временам! Для сравнения: сейчас по выходным и в праздничные дни даётся не более двух представлений в сутки.

- Вы перечислили звёздные имена, знакомые до обожания каждому советскому ребёнку, сложно было с ними общаться?

- Наоборот. Многие звёзды цирка были людьми необычайно симпатичными, добрыми и простыми. Тот же Юрий Никулин, прославленный клоун, народный артист СССР, Герой Соцтруда, с первых секунд мог влюбить в себя любого собеседника. Ради Никулина люди наперегонки бросались совершенно искренне выполнить любую его просьбу. Он ненавязчиво шутил и не показывал плохого настроения.

А вот дрессировщики были люди более сложные, углублённые в себя. Помню, как приезжал к нам в Волгоград великий Вальтер Запашный. У него всё тело было в травмах, в отметинах - от клыков, зубов хищников. Даже в самом на первый взгляд «миролюбивом» животном может проснуться дикий зверь в любую секунду. Дрессировщику нужно быть готовым ко всему.

Полосатая прогулка

- Это правда, что однажды из цирка сбежали тигры и стали разгуливать по центру города? Или просто байка?

- Реальная история! Она приключилась, кстати, именно с аттракционом Вальтера Запашного. Было лето, жара. Зверей разместили в клетках позади цирка. По недосмотру служащего некоторые клетки оказались открытыми. Хищники и отправились на «променад». Ко мне тогда поступил звонок из областного УВД, мол, тигры «штурмуют» наше здание, заберите, иначе откроем огонь на поражение. Обошлось без эксцессов. Нашли дрессировщика, загнали тигров обратно в клетки.

Годами позже был похожий случай. Прихожу на работу, а дежурный по зданию закрылся у себя в будочке, расслышал от него лишь фразу «пантера бегает по цирку». Я решил, что розыгрыш. И тут краем зрения замечаю - мимо бесшумно прошмыгнула пантера. Буквально шерстью меня коснулась! Но нападать не стала! Всё закончилось благополучно - дрессировщик по первому звонку примчался, пантеру отловили.

- Сейчас многие считают, что цирк - это жестокое отношение к животным.

- Границы жестокости чётки - неприношение неоправданной боли, страданий живому существу. В современном цирке гуманное отношение к питомцам выходит на первый план. Даже клетки для транспортировки стали комфортными. И на гастролях животных давным-давно не держат в тесных клетках, а помещают в просторные вольеры.

Цирка без номеров с животными не бывает и не будет. И именно цирк учит нас доброму. В некоторых городах, кстати, при цирках уже действуют зооцирки, где животные-«пенсионеры» содержатся в достойных условиях.

А трогательная история дрессировщика, заслуженного артиста РФ Павла Кудри и его подопечных? Он, кстати, именно у нас репетировал свой номер. В одном из городов Кудря взял на воспитание полностью слепого медвежонка. Но Кудря добился, чтобы в волгоградском МНТК «Микрохирургия глаза» медвежонку сделали операцию на глазах, после чего зверь стал видеть. А ведь Кудря потом 20 лет выступал со своим спасённым животным. А теперь трогательно заботится о нём, будучи на пенсии.

Никогда не забуду приезд в наш город пару десятилетий назад руководителя семейного аттракциона «Индийские слоны» Андрея Дементьева-Корнилова. В городе уже стояла изнуряющая жара. И дрессировщик попросил меня устроить для питомцев купание в Волге. Поместили животных на трейлер-«слоновоз», и… около часа, к удивлению зевак, слоны резвились в Волге на пляже в микрорайоне Тулака.

Фото: Из личного архива/ Сергей Самарин

Магия цирка

- Можер ли одним предложением описать, что значит быть человеком цирка?

- Цирковой артист - великий пахарь, умеющий выложиться за минуты номера на все сто. Цирковая программа «стареет» быстро. Год-два, и нужно работать над новой. И все номера программы нужно отрабатывать до ювелирной точности сотни раз, доводя все движения до автоматизма.

- Между современным цирком и советским большая разница?

- В целом нет. Современный цирк до предела насыщен автоматикой, световыми эффектами. Но никакие спецэффекты не способны заменить мастерства артистов.

- Но сейчас в мире всё большую популярность завоёвывает цирк, построенный на драматургии - такой, как «Дю Солей».

- В цирке «Дю Солей» 70% участников - выходцы из нашей страны, поэтому и корни этого циркового явления практически российские.

- Иногда говорят, мол, волгоградский цирк «уже не тот» - здание обветшало, артистам и публике в нём неудобно.

-  Здание цирка, разумеется, не молодое - постройки конца 60-х годов. И никогда с момента пуска в нём не было комплексного капремонта. Неудивительно, что есть проблемы с кровлей, с комфортностью зрительного зала, с кондиционированием. Нынешний директор цирка Наталья Селиванова - молодец, сумела отремонтировать за счёт скудных средств фойе и туалеты. Ведь сегодня цирк не является самостоятельной экономической единицей - он всего лишь один из многочисленных филиалов Росгосцирка. И он давно нуждается в реконструкции, включая фасад с витражами.

- Вы обмолвились, что сейчас два-три представления по выходным - уже удача. Цирк теряет популярность?

- В цирке есть не вполне объяснимая магия, которой нет ни у эстрадных шоу, ни у Интернета с ТВ. Отчасти её секрет в профессионализме артистов. Но есть и вторая составляющая - стремление человека верить в чудеса, в добрую и одновременно зрелищную сказку. По каким бы законам цирк ни развивался далее, я верю в его бессмертие, а не забвение!

Вспомним нашу историю. В 1943 году Сталинград ещё лежал в руинах, а в Комсомольском парке рабочие забили колышки, натянули полог, и вскоре там открылся первый послевоенный цирк-шапито. А это значит, даже в самое трудное время без магии цирка не обойтись!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах