Примерное время чтения: 7 минут
156

Ищет, терпит, ждет. Директор частной школы о роли педагога в обществе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Нижнее Поволжье №40 04/10/2023
Интернет-технологии могут стать удобным механизмом познания окружающего мира.
Интернет-технологии могут стать удобным механизмом познания окружающего мира. / Станислав Ломакин / АиФ

Накануне Дня учителя мы поговорили с педагогом Валерием Ломакиным, создателем первой частной школы города Волжского.

Со всей откровенностью опытный педагог рассказал, стоит ли целенаправленно готовиться к ЕГЭ и как сохранить контакт между родителя, детьми и школой с век конкуренции с интернетом.

Основа основ – по-прежнему классическая школа

– Валерий Васильевич, сохраняются ли  в наши дни привычные нам архетипы, когда учитель для ребёнка одновременно и наставник, и воспитатель, и мудрый советчик?

– На мой взгляд, роль учителя неизменна, будь это античные времена или современные реалии. Появляются дополнительные возможности, технологии: дистанционное обучение, развитая система репетиторства, онлайн-школа, разные формы получения образования, – но я убеждён, что качественное образование можно получить только в стенах классической школы. Когда происходит таинство общения с учителями, одноклассниками, когда задействован весь комплекс коммуникаций, в котором мы воспринимаем  школу именно как один из базовых общественных институтов. Именно поэтому роль учителя неизменна, и отношение в обществе к учителю остаётся консервативным.  

Разумеется, при современных возможностях доступа к безграничным пластам информации учитель утратил монополию на знания, поэтому если он хочет оставаться в своей профессии, он должен соответствовать высокому уровню профессиональной компетенции. Соревноваться с интернетом в объёме знаний сложно. Поэтому, на мой взгляд, учитель сегодня не только носитель и транслятор знаний и методических умений их преподнести, но и сопровождающий ребёнка по жизни наставник. Ученик может обратиться к нему за помощью в полной уверенности, что не услышит в ответ: «Извини, мне за то не платят…» Работа учителя – это своего рода миссия,  не только образовательная, но и воспитательная, которая сегодня накладывает на учителя особую ответственность.  Отчасти связано это и с тем, что родители, занятые работой, дистанцируются от вопросов образования детей, уводят общение с ними на дальнюю периферию.

– Как же сохранить эту связь «родители – дети – школа»?

– Тут ничего нового. Оставаться любящими, требовательными, внимательными к своим детям. Что предлагает современная школа родителям? Бесспорно, сотрудничество. Не перетягивание каната – кто важнее в жизни ребёнка, не антагонизм, а именно интеллигентное сотрудничество. Учитель и родитель должны дудеть в одну дудку – тогда ребёнок будет находиться в контексте единых требований к нему. И ему намного легче будет даваться образовательный процесс.

Есть сомнения – меняйте школу

– На законодательном уровне школа декларируется как предоставляющее образовательные услуги учреждение. Как бы тем самым снимая с себя ответственность за конечный результат – знания…

– Лично меня совершенно не смущал термин «образовательные услуги».  Бесспорно, конечный результат образовательного процесса зависит не только от школы, какой бы распрекрасной она ни была. Есть, например, домашняя работа. Это посильный для ребёнка тренажёр, который позволяет дома освоить, закрепить, приумножить полученные  в школе знания. При этом работа дома не значит, что родителям необходимо дублировать работу школы. Не зная материала, не владея методиками, родители, желающие так помочь своим детям, часто выходят на конфликт с ними, проявляя при этом недовольство и школой, и учителями, и учебниками, и программами… Тут нужна золотая середина.

– В чём именно она состоит?

– В умении организовать ребёнка, создать ему  условия для успешного обучения – от доступа к необходимым информационным источникам до мотивирования учения. Случаи, когда школьники самостоятельны в учёбе и  при этом достигают высоких результатов, очень редки. Большинство детей нуждаются в помощи, причём не столько методической, сколько эмоциональной и организационной. Обеспечьте удобное рабочее место, научите дружить со временем, контролируйте соблюдение режима.

Сегодня в родительской среде набирает обороты тенденция – мол, школа априори недодаст ребёнку высокий уровень знаний без репетиторов. Она очень ошибочна и даже вредна. Тенденция к разрастанию репетиторства, параллельно существующего образовательного института, губительна для школы. Если есть понимание, что ваш ребёнок недополучает знания, меняйте школу, а не ищите «костыли» на стороне.

– Реформы в нашей стране затрагивают в том числе и образовательную сферу.  Пошатнулась Болонская система, идут многочисленные прения вокруг ЕГЭ. Может быть, стоит вернуться к советской экзаменационной системе?

– Своим выпускникам я говорю – не готовьтесь к ЕГЭ! Уверен, в школе нужно не к ЕГЭ готовиться, а просто целенаправленно хорошо учиться.  Тогда этот страшный зверь станет обычной проверкой знаний. Пусть и несколько волнительной, но какой экзамен обходился без этого? Я убеждённый сторонник ЕГЭ. Из всех его преимуществ назову два: во-первых, нет адекватной альтернативы, во-вторых, это один из немногих социальный лифтов для молодёжи в нашей стране. И он работает!

Отличник – это аномалия

– Стоит ли переламывать ребёнка? Ну, не идёт математика или английский – отпустить или дожать?

– Переламывать...  Нам, взрослым, часто не хватает терпения. Надо идти рядом, при этом не пассивно, действенно, и надеяться, что щёлкнет. Роль хорошего учителя – в поиске той самой кнопки, которую искал Ури у Электроника. Родители, как правило, куда  более нетерпеливы, чем учителя. Быстро скатываются в затяжной, изматывающий душу  конфликт, обзывают ребёнка, стыдят, в общем, именно переламывают. Учитель же ищет, терпит и ждёт. Нужно понимать, что ребёнок, который успевает по всем предметам на отлично – это не просто редкость, но скорее даже аномалия. В нашей школе мы платим отличникам стипендию, но таких детей по пальцам посчитать. Это очень высокомотивированные ученики, это перфекционисты с высокой степенью усидчивости, наконец, это так называемые одарённые дети, которые, кстати, не всегда  универсальны, чтобы иметь отлично по всем предметам. Но сужать круг познавательных интересов детей школа не должна, напротив, нужно предоставить максимально широкую палитру знаний, заложить широкий кругозор. Поэтому я против ранней профилизации.  Профильное образование – это суть среднего и высшего звена. Для школы же, которая является общеобразовательной, это смерти подобно.  Сегодня предлагается создать институт психологической службы профориентирования детей. Профилизация тесно связана с профориентацией школьников.  Боюсь, эта работа будет загублена формализмом. 

– Сегодня доля патриотического компонента в образовании растёт. Как сохранить правильный баланс?

– Когда государство начинает заниматься патриотическим воспитанием, на том оно, собственно, и заканчивается. Патриотизм – естественное чувство любого нормального человека, не требующее искусственной подпитки. Для зарождения любви к Родине, языку, культуре, людям, семье не обязательны дополнительные уроки. Как возникает любовь к матери? Ребёнок ощущает её заботу, её защиту, а потом, уже взрослый, он проявляет ответную любовь и желание защитить. С патриотизмом то же самое.

– С точки зрения человека, который  общается с детьми каждый день, какое оно – современное поколение «альфа»?

– Все эти деления на поколения, предлагаемые лукавыми социологами, очень условны. Есть дети, родившиеся в предложенной им культурной и информационной среде, формирующей личность. У современного поколения горизонты гораздо шире, чем у их родителей. Возможности неисчерпаемые. Насколько ими смогут воспользоваться, другой вопрос.  И это, безусловно, зависит от и родителей, и от школы. Можно зависать в компьютерных играх, а можно в интернете увидеть массу полезной  информации. Но так было всегда: сегодня это Minecraft, а вчера карточный «дурак». Технологии меняются, но суть человека остаётся прежней. Вопрос выбора актуален всегда.

Досье
Валерий Ломакин. Учитель русского языка и литературы, создатель и директор частной Русско-американской школы Волжского. Родился 9 марта 1961 года. В 1983 году закончил историко-филологический факультет Волгоградского государственного педагогического института. Служил в рядах Советской армии. Трудился в общеобразовательных школах Волжского. В декабре 1991 года в возглавляемой им Советско-американской школе начался первый учебный год. В 2021 году Русско-американская школа отметила своё 30-летие.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах