168

Дача - это маленькая жизнь. Как сделать её более счастливой?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Нижнее Поволжье №29 21/07/2021
Если совсем припечёт, то на участке и один в поле воин.
Если совсем припечёт, то на участке и один в поле воин. / Виктор Яшуков / АиФ

Если ещё пару лет назад дачи у многих были зоной безмятежного отдыха, то пандемия вернула им первоначальное значение: горожане вновь стали активно сажать сады и огороды. Да и эпидемию многие переживают здесь, в относительной безопасности, так что теперь дача – это наше всё.

В канун международного Дня дачника 23 июля о наиболее волнующих тружеников шести соток проблемах мы поговорили с председателем Союза садоводческих, огороднических некоммерческих организаций Волгоградской области Николаем Чеваниным

Я на дачу ехал с плачем…

– Николай Андреевич, одно из недавних обращений садоводов в нашу редакцию касается массива «Лесные дачи» под Средней Ахтубой. Там дорогу к дачам не ремонтируют десятилетиями, люди не знают, что делать…

– Адресов, где подъезды к дачам в неудовлетворительном состоянии – масса. Даже дачные массивы острова Крит в считанных минутах езды от центра Волгограда не имеют нормальной подъездной дороги. 

Столь же остра тема дорог и в направлении Светлоярского района, Винновского массива, по московской трассе – где СНТ «Донник», «Луч».

Даже внутри Волгограда те же проблемы, если судить по обращениям к нам дачников Ворошиловского и Советского районов. Среди них СНТ «Просвещение», «Рекорд», «Дружба», «Лесник» и «Лесник-2», «Малинка», «Слава», «Энергетик», «Дубок» и другие. 

В сторону Волго-Донского канала в Светлоярском районе СНТ «Маяк-2», «Судостроитель-1», «Гидростроитель», «Тяжстрой» и вовсе не имеют дорог с твердым покрытием, там осадки делают проезд к дачам невозможным. 

Пенсионеры-дачники, да и многие люди среднего возраста живут на дачных участках по 4–5 месяцев в году. Для тысяч горожан это как второй дом, важная составляющая качества жизни. Но о каком качестве можно говорить, если к участку не попасть после дождя?

– И какой выход из ситуации?

– Во-первых, согласно 131-му ФЗ, содержание в надлежащем виде местных дорог и проездов – обязанность и прерогатива местной власти. Но поселения эту проблему видят так: если в местных бюджетах средств нет, то и тема дорог их не касается. Такая позиция совершенно неконструктивная. Принимать или не принимать дороги на баланс муниципалитета – это не прихоть глав поселений, а прямая их обязанность. 

Во-вторых, очень нужна и федеральная, и региональная программы развития СНТ. Если бы она была принята, то появилась бы и региональная составляющая, и муниципалитеты брали бы эти дороги на баланс куда охотнее, чем сейчас. 

Первый шаг в этом направлении мы уже сделали – готовим паспорта каждого садоводческого товарищества, куда вносим сведения обо всех коммуникациях, дорогах, проездах на территориях каждого из них. Собрав воедино подобные сведения, мы сможем прикинуть общую смету, рассчитать сумму, нужную для восстановления проездов к дачам. 

К примеру, в Татарстане в год местные власти закладывают на поддержку СНТ сумму в 500 млн руб. В не самой богатой Ульяновской области – 83 млн руб. в год в виде различных субсидий и программ.
У нас данная цифра пока на уровне 10 млн руб., причём она касается почти исключительно темы субсидирования материально-технической базы СНТ. Тема важная, но что с остальными вопросами? Почему бы не предусмотреть в региональном бюджете, бюджетах крупных муниципальных образований – Волгограда, Волжского – программные средства на развитие садоводческих обществ? В той же Ульяновской области есть даже местные программы развития медпощи, медобследования пожилых дачников. Почему бы не внедрять подобное и у нас? 

– Ещё об обращениях читателей. Жители Пичужинского массива просят обратить внимание на работу автобуса 103-го маршрута. По словам дачников, утренние рейсы следуют переполненными, уехать сложно, а днем автобусы «возят воздух». Транспортные вопросы ваш региональный Союз может решать?

– У нас в Союзе садоводов подобных обращений множество. Из СНТ «Строитель» в Разгуляевке дачники жалуются – дачный массив расположен неподалёку от московской трассы, но в выходные дни никакой транспорт туда не заходит. Аналогичная проблема в СНТ «Мичуринец-7» – это уже направление с камышинской трассы на Каменку Городищенского района.

Проблемы не только с автобусами, но и пригородными поездами. Например, по Светлоярскому району возникла неожиданно проблема с курсированием электричек до ст. Канальная – в том направлении электрички стали ходить 2–3 раза в неделю и по крайне неудобному для садоводов расписанию. 

Все эти вопросы мы стараемся оперативно отработать совместно с транспортными компаниями, областным комитетом транспорта. В частности, по Разгуляевке и Каменке уже решили вопрос, чтобы скорректировать график и схему движения курсирующих в том направления автобусов. Думаю, успеем в этом сезоне что-либо решить и по Пичуге.

Кто в СНТ хозяин?

– Наше издание многократно обращалось к теме конфликтов внутри дачных обществ, включая тему легитимности выборов председателей СНТ. Новый закон 217-ФЗ о садоводческих товариществах ситуацию не изменил. Как бороться с двоевластием в товариществах?

– Сами садоводческие товарищества должны проявить максимум самоорганизации. Следует брать инициативу в свои руки, внедрять систему уполномоченных. Допустим, один уполномоченный на каждые десять, двадцать, пятьдесят участников СНТ. Подобный опыт уже есть в Татарстане, ряде других регионов, и он положительный. 

Сейчас мы совместно с юридической службой нашего Союза садоводов планируем разработать типовые моменты для уставов СНТ, чтобы спорные моменты были детально прописаны и по-настоящему заработали. 

– На недавней прямой линии с главой государства садоводы из нашего региона поднимали вопросы газификации дачных массивов, ведь пока такие территории не входят в программу бесплатной газификации…

– Вопрос поднимали справедливо. Дача для тысяч людей – второй дом, а иногда и первый, этому вопросу стоит уделить особое внимание. 

Нужно предусмотреть механизм, при котором для газификации дачники могли бы создавать аналог кооператива, чтобы там были одинаковые доступные фиксированные цены на газификацию внутри каждого товарищества. При этом наиболее затратную часть – по обустройству сетей среднего давления, газораспределительных пунктов до дачных поселков брали бы на себя местные и региональные бюджеты. 

Досье
Николай Чеванин. Родился в 1956 г. в с. Липовка Ольховского района Волгоградской области. Окончил Волгоградский сельхозинститут, Российскую академию госслужбы. Трудился в сфере АПК, на партийной работе, в сфере бизнеса. В 2009–2010 гг. – глава администрации Быковского района. В начале 2021 г. избран председателем регионального Союза садоводов.

Только цифры

  • Под садовые участки, дачи в регионе занято 25 тысяч гектаров земли.
  • В Волгоградской области 800 тысяч жителей относят себя к огородникам и садоводам-дачникам.
  • В регионе зарегист­рировано 585 СНТ, из них 80  перерегистрированы как ТСН, в которых дачники имеют право регистрироваться и проживать на постоянной основе.
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах