Примерное время чтения: 5 минут
239

Память на свалку. Волгоградцев возмутила мусорная площадка на месте скорби

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ-Нижнее Поволжье №20 15/05/2024
И это сейчас свалка после уборки к 9 Мая.
И это сейчас свалка после уборки к 9 Мая. предоставлено героями публикации.

Об одной из проблем Калача-на-Дону «АиФ»-Ниж­нее Поволжье» уже рассказывал — речь шла о состоянии братской могилы воинов, павших в Сталинградской битве. Сейчас памятник привели в относительный порядок, но жителей волнует и ещё одна проблема, давняя и болезненная.

Постарались к празднику

«Накануне Дня Победы на станцию Донскую нашего города воинской славы прибыл ретропоезд „Воинский эшелон“, — рассказал редакции коренной житель Калача-на-Дону, в прошлом инженер связи, ныне пенсионер Александр Катаев. — Это было зрелище, захватывающее дух и малых, и старых: техника времён Великой Отечественной вой­ны, машинисты и помощники в форме образца 1943 года... И, что немаловажно, при встрече поезда не захватывало, как раньше, дух от миазмов и вида вольготно раскинувшейся у вокзала свалки».

Перед великим праздником власти расстарались — мусор, какой смогли, вывезли, что осталось, отгребли подальше. То есть привели территорию у вокзала в относительно пристойный вид. Но люди волнуются: надолго ли? Мусор — стихия, которую трудно контролировать.

«Тем более что это свалка, которая находится в 10 минутах ходьбы от районной администрации, санкционированная, — говорит Катаев. — Решением бывшего главы городской администрации Владимира Кришталя она была открыта в 2019 г. взамен старой, находившейся в 5 км от Калача. Вышло дёшево и нехлопотно: всё под рукой, не надо заморачиваться обустройством площадки — асфальтированное покрытие есть, достаточно обнести его подобием забора. Все попытки нас, жителей, усомниться в мудрости этого решения доблестно отражал зам главы Юрий Рукосуев».

В итоге было решено: свалке (согласно документам, площадке для сбора твёрдых бытовых отходов) на ул. Карла Маркса, д. 1, быть. И это через дорогу от вокзала, адрес которого — ул. Карла Маркса, д. 2!

Как водится, где твёрдые отходы, там появляются всякие, отмечают калачёвцы. В том числе очень небезобидные ртутные лампы, отработанные аккумуляторы, автомобильные покрышки, а также органика, подверженная гниению. И всё это менее чем в 100 метрах от затона Калачёвского порта, в водоохранной зоне Цимлянского водохранилища.

«Сегодня нет во власти ни Кришталя, ни Рукосуева, а их дело — свалка — живёт и побеждает, — переживают калачёвцы. — Она уже шагнула через дорогу, расползлась по лесополосе. Для прибывающих на поезде она стала первым, что открывается взгляду и обонянию. Это своего рода визитная карточка Калача-на-Дону...»

Нет памяти — нет будущего

Но есть ещё и момент морально-этического плана. Речь идёт о неуважении к памяти о самой трагической странице в истории Калача, об одной из пронзительно скорбных страниц истории Сталинградской битвы.

Во время оккупации здесь был фашистский концлагерь для пленных красноармейцев. Для местных жителей незаживающей раной стали воспоминания о том, как в сентябре 1942 года их, раненых, попавших в окружение на западном берегу Дона, нескончаемыми, казалось, колоннами гнали по хутору. И о том, как за колючей проволокой под открытым небом в вырытых ямах и норах они, полураздетые и голодные, выживали — осенью в непролазной грязи, зимой в лютые морозы. В смельчаков, пытавшихся приблизиться к лагерю, чтобы перебросить торбы с продуктами, стреляли.

Умерших хоронили в окрестных буераках. Бывало, зарывали тут же. Несколько тысяч красноармейцев (по разным источникам от трёх до пяти) здесь полегли от ран, голода и болезней — не дожили до освобождения Калача.

В память о них улицу, по которой тела вывозили за Калач, а ещё живых вели на расстрел, назвали Красноармейской. На месте концлагеря установили памятный знак — обвитую колючей проволокой солдатскую пирамидку. Сочтя место среди развалин давно закрытой больницы водников (там размещалась немецкая комендатура) неподобающим, её снесли. А потом сочли его вполне подобающим для свалки...

Есть и ещё важный исторический аспект: железная дорога от Царицына до Калача (Волго-Донская), построенная для перевалки грузов от Волги к Дону, была второй в Российской империи после дороги от Санкт-Петербурга в Москву. Соответственно, железнодорожная станция Донская представляет историческую ценность как одна из старейших. Как такое место может соседствовать со свалкой, надо спросить у чиновников, принимавших решение о её размещении. По всей видимости, для них не было ни нравственных, ни исторических ценностей — только имущественные.

От редакции. «АиФ»-НП" направил запрос в администрацию Калачёвского района по поводу планов властей относительно площадки ТБО на ул. Карла Маркса, 1.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах