К школьному питанию нередко предъявляют массу претензий. И не всегда дело в том, что повара недостаточно квалифицированы или как в той шутке – не докладывают в суп мясо. Просто одни дети обожают омлет и борщ, а другим вынь да подай макароны по-флотски. Кто-то любит халву, а кто-то предпочитает булочки.
Как в наши дни, когда в витринах бистро и кафе манят гамбургеры и картошка-фри, убедить детей перейти на диетическое школьное питание? В Волгограде это попытались сделать в рамках пилотного проекта «Решаем сами».
Ваши желания
Экспертами в вопросах питания решено было сделать старшеклассников – учащихся восьмых-десятых классов. Ребят разделили на команды и они приступили к первому этапу конкурса – анкетированию школьников в своих районах.
«Прежде всего подросткам предложено определиться с тем, что им интереснее –горячий завтрак, обед или ланч. Следующий вопрос – каких блюд не должно быть в выбранной категории и какие блюда они хотели бы видеть в меню», – поделилась заместитель руководителя ассоциации участников общественного питания «Профессионалы социального питания и оздоровления населения» Алла Порхун.
В анкете уточняется, что важно для школьников в оформлении стола – красивая посуда или наличие дополнительных соусов и специй, блюда какой консистенции они предпочитают. Учтена и финансовая составляющая – ученикам предлагается обозначить, сколько в их понимании должен стоить завтрак, обед и ланч.
Когда ребята выскажут свои мнения и данные анкетирования будут обработаны, предстоит следующий этап. Их познакомят с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН). Школьники узнают, что такое сборник рецептур и какие требования предъявляются к обработке пищи для образовательных учреждений.
«Когда мы приводим детей в школу, то понимаем, что один из них – гуманитарий, которому нравится смотреть на звезды и читать книги, а другой – технарь. Но никто из родителей не требует, чтобы его ребенок посещал, скажем, литературу, и был освобожден от математики. Также обстоит и со школьным питанием», – проводит параллели Алла Порхун.
Наши возможности
Попытаться свести в единое целое пожелания старшеклассников и возможности предприятий общепита, которые обслуживают школы – следующий этап проекта «Решаем сами». Помогать им в этом будут технологи и повара.
«Предположим, ребята обозначили, что хотят видеть на столе в качестве соуса майонез. По требованиям, предъявляемым к школьному питанию, это категорически запрещено. Наставники предложат выход – сметана с пассировкой и добавлением томатной пасты», – поясняет Алла Порхун.
Компромисс будет найден и по другим блюдам, заявленным учениками в качестве тех, которые они хотят видеть в меню. После того, как теоретическая часть будет завершена, участники команд приступят к практике. Под руководством профессионалов они приготовят блюда, которые могут войти в состав меню за родительскую плату, и презентуют их в своих школах.
«Проект интересен тем, что это кажется первая практика, когда подростки не соглашаются с навязанным им меню, а делают самостоятельный выбор. Им дают возможность разобраться в вопросе составить собственное мнение о школьном питании», – говорит заместитель руководителя ассоциации «ПСПиОН».
Организаторы проекта рассчитывают на то, что подростки, участвующие в его реализации, станут иначе относиться к питанию в принципе. И согласятся с тем, что шаурма и котлеты по-киевски – не самая подходящая еда для ежедневного питания.
«Итоги конкурса планируется подвести в конце учебного года. Команды, занявшие первое, второе и третье места, получат ценные призы. А меню-победители конкурса появятся в школьных столовых уже в следующем году в категории «на выбор», – подтвердили в департаменте по образованию администрации Волгограда.