Лет 100-70 назад стерлядь, белугу, осетра в уловах волжских рыбаков можно было встретить также часто, как сейчас карася или сазана. На старинном гербе Саратовской губернии и города Царицына даже были изображены осетры и две перекрещивающиеся стерлядки. Сегодня этих рыб можно увидеть разве что на фотографиях, да на специальном рыбоводном комплексе — Волгоградском осетровом заводе.
Ясли в пруду
Волгоградский осетровый рыбоводный завод уже больше 60 лет занимается разведением ценных пород рыб – осетров, белуги, севрюги. Строительство подобных заводов в низовьях Волги было связано с тем, что после возведения на реке каскада плотин, осетровые практически перестали размножаться естественным путем. Даже те небольшие нерестилища этих реликтовых рыб, что ещё остались в русле реки в черте Волгограда, постепенно замываются речными наносами и зарастают.
Накануне перестройки промысел осетровых достиг максимальных исторических значений — 26–27 тысяч тонн в год. Однако с распадом СССР браконьеры и несогласованный промысел бывших союзных республик на Каспии привели к тому, что уже к началу минувшего десятилетия состояние осетровых достигло катастрофической отметки. Вот уже около 10 лет официальный промысел осетровых в Волго-Каспии запрещен. По самым скромным подсчетам, из-за массированного браконьерства за последние 20-15 лет исчезло примерно 80-90% каспийского поголовья осетра и белуги.
Теперь знаменитую красную рыбу подращивают за счет государства. Чтобы восстановить численность рыб, исчезающих из-за изменения экологии реки и браконьерства, в окрестностях поселка Рыбовод создали специальные рыбоводные цеха и выростные пруды. Ради ценных, заповедных рыб здесь создан сложный научно-технический комплекс. Здесь по специальным технологиям от взрослых самок осетра, стерляди, белуги получают икру, добиваются выклева из неё личинок, выращивают на протяжении нескольких недель мальков. Затем рыбную молодь выпускают в реку, чтобы она продолжила жить уже в естественных условиях.
Все это похоже на настоящий детский сад для рыб. Мальки окружены всеобщим вниманием и заботой, даже воду для них специально очищают и обеззараживают.
Заботой окружены и мамы-рыбы. В течение долгого времени считалось, что получить икру можно, только убив рыбу. Теперь это не так. После извлечения икры «мамаши-осетрихи» благополучно приходят в себя, восстанавливаются, и на следующий год снова дают икру.
При этом на протяжении десятка лет осетров не вылавливают для разведения в Волге. Там этих благородных рыб и без того мало. Волгоградские ихтиологи вырастили постоянное маточное стадо: на недавно пущенном в строй рыбоводном комплексе ВОРЗа рядом с плотиной Волжской ГЭС в садковых линиях создано и выращено из мальков множество взрослых особей. Оттуда каждое лето и берут самок редкой рыбы для дальнейшего разведения.
Волжские динозавры
Выпуск мальков в Волгу — самый волнующий и ответственный момент для рыбоводов. Сейчас новое поколение редких рыб, выращенное волгоградскими специалистами в этом году, уже плавает по просторам великой реки: выпуск прошел несколько дней назад.
«Мы выпускаем молодь осетровых в природу не для промысла или для пропитания волжан, - говорят сами рыбоводы. - Это — мера сохранения в Волге хотя бы необходимого мизера осетровых, чтобы они не вымерли, не исчезли полностью, как когда-то динозавры».
В нынешнем году в общей сложности в воды реки выпустили порядка 2 миллионов 650 тысяч крошечных рыбешек. Это даже выше планового госзадания для волгоградских рыбоводов на год. Понадобится не менее 7-20 лет, чтобы эти симпатичные «малявки с шипиками» весом всего-то в 10-15 грамм выросли в статных и взрослых осетров и стерлядь. В Волге стерлядь может достигать веса 6-8 кг, а каспийский осетр – 15-20 кг.
Но до взрослого состояния из двух с лишним миллионов выпущенных рыбок доживут, в лучшем случае, несколько тысяч. Потому что осетры не торопятся с размножением и делают это уже в почтенном по рыбьим меркам возрасте. Да и путь этой рыбы на нерест из соленой морской воды в пресноводные реки полон опасностей. Массовое браконьерство на Каспии тоже не добавляет шансов осетрам стать взрослыми. Причем волгоградские осетры не только самые выносливые, но и самые живучие. Его так называемый коэффициент промвозврата – относительная степень выживаемости от малька до взрослого состояния — на порядок выше, чем у рыб из дикой природы. Для рыбы с продолжительность полового созревания 10-13 лет 2-3 выживших из сотни малька — отличный показатель.Ведь даже несколько тысяч осетровых, бережно выращенных руками человека, это шанс, что когда-нибудь легендарную рыбу можно будет увидеть не только на картинке.