126

Все под силу. Как в Волгоградской области помогают развитию особенных детей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Нижнее Поволжье №32 11/08/2021
Такие развивающие игровые комплекты помогают развить самые разные способности детей.
Такие развивающие игровые комплекты помогают развить самые разные способности детей. / Арина Сарычева / АиФ

Перед нами – специальная доска, на которой расположены различные предметы из повседневной жизни: замочки, дверцы, шпингалеты, ключи, защёлки, шнурки, крутилки, верёвочки, звонки, колокольчики, липучки… Это бизиборд – игрушка нового типа, которую малыши обожают. А заодно такие развивающие игрушки помогают специалистам в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

К здоровью через игру

Интерактивная песочница, музыкальный стол, тактильно-развивающий комплекс и прочие «умные игрушки» – это лишь часть арсенала средств для развития маленьких волгоградцев с ОВЗ. Так, одна из воспитанниц службы ранней помощи областного центра социальной психолого-педагогической помощи (ППМС-центра) семилетняя Мария ходит сюда несколько лет. Сначала на индивидуальные занятия, а потом в группы крат­ковременного пребывания. Мама Маши Надежда Иванова считает, что за это время сделан большой шаг в развитии дочки. 

– Она стала больше внимания обращать на других детей, ведь в группах кратковременного пребывания создана инклюзивная атмосфера – детки с ОВЗ занимаются и играют вместе со здоровыми ребятами, – говорит Надежда Иванова. – Сейчас дочка может сама себя обслуживать: сама ест, может надеть или снять обувь, играет самостоятельно или с компьютером. Если раньше мы приходили в группу только на один час, то сейчас остаётся на три часа и чувствует себя здесь комфортно.

Все родители отмечают современное оборудование и игрушки, мимо которых дети просто пройти не могут. Например, интерактивная песочница. В ней можно просто играть с песком, но когда включается подсветка, песок превращается то в калейдоскоп, то в радугу, то в зелёный луг. 

Интерактивный комплекс «Кукольный театр» помогает развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, формирует грамматический строй речи. Музыкальный стол используется в работе с детьми, имеющими нарушения в концентрации внимания.

Есть контакт

А вот коррекционно-развивающий спортивно-игровой набор предназначен для детей с нарушением психомоторного развития, а также для профилактики плоскостопия, развития сенсорики и разных видов движений. 

На занятиях ставят задачи от самых простых (например, чтобы ребёнок взял игрушку), постепенно их усложняя. Детям с помощью такого профессионального оборудования эти задачи выполнять интереснее. И у взрослых появляется больше возможностей привлечь внимание ребёнка, заинтересовать его, развить новые навыки.

Трёхлетняя Вероника ходит в кратковременные группы больше года, за это время и мама, и педагоги центра отмечают серьёзные изменения в развитии девочки. Она стала отзываться на своё имя, обращать внимание на родителей, контактировать в игре с другими детьми. И таких примеров в центре множество.

Доктор лошадь

Не только «умные игрушки», но и животные задействованы в занятиях с особенными детьми. Пятьдесят воспитанников Волгоградского областного центра «Надежда» начали курс иппотерапии в конно-досуговом молодёжном экоцентре «Солнечная долина». Занятия идут в рамках социального проекта «Идущие к солнцу», поддержанного Фондом президентских грантов.

Курс для каждого ребёнка составляет от 15 до 18 занятий дважды в неделю, продолжительностью 15-30 минут. Программу реабилитации разрабатывают с учётом возраста и индивидуальных особенностей.

12-летний Артём Кузнецов ждёт занятий по иппотерапии с нетерпением, считает дни, когда снова сядет на лошадь. 

– Для сына это целое событие, – ему очень нравится езда верхом, общение с лошадью, – говорит мама Артёма Татьяна Кузнецова. – Готовит для своей лошадки морковку. Конечно, собираемся и дальше приезжать сюда. Тем более что вижу, кроме положительных эмоций от общения с лошадьми, сын стал физически крепче. Эти занятия очень полезны для него.

Участие в проекте по назначению врача принимают ребята с различными нарушениями развития. Тренировки проходят под контролем инструктора верховой езды и специалиста по лечебной физкультуре. 

– Это совместный проект Волгоградской региональной общественной организации «Конно-досуговый молодёжный экоцентр «Солнечная долина» и областного реабилитационного центра для детей-инвалидов «Надежда», – говорит врач-педиатр  центра «Надежда» Юлия Владимиренко. – Цель – физическое и умственное развитие детей, повышение их социализации. Результаты занятий уже видим у своих воспитанников: это и улучшение физических кондиций, и снижение тревожности, страхов. Кроме того, у ребят повысилась мотивация к общению, от общения с лошадьми у них множество положительных эмоций.

Цель всего, что делается в интересах семей, где воспитываются дети с ОВЗ – дать ребятам полноценный старт в большую жизнь, здоровую и счастливую. 

Как убирали барьеры 

Новые подходы – их называют инклюзивными – позволяют детям-инвалидам успешно жить и учиться в среде сверстников,  сохраняя семейную среду воспитания. 

Для этого в Волгоградской области сформирована сеть из 24 специализированных образовательных учреждений, в которых обучаются более трёх тысяч детей. Для каждого ребёнка составляется индивидуальный образовательный маршрут.

В рамках госпрограммы «Доступная среда» для ребят с ОВЗ создали комфортные условия в 248 организациях: 194 школах, 37 детсадах и 17 учреждениях доп­образования. Заодно расширили штат узких специалистов.

Сегодня в школах области по адаптированным программам обучаются 7,5 тыс. ребят, около 4 тыс. малышей посещают детские сады. Помощь родителям и детям оказывают специалисты психолого-медико-педагогической комиссии. В прошлом году они помогли почти 6 тысячам семей.

Работа продолжается: так, в коррекционных школах-интернатах № 3 и № 4 обновили трудовые мастерские, кабинеты педагогов, помещения для  допобразования. В этом году модернизацию ждут в Михайловской школе-интернате и в Волгограде в школе-интернате № 6.

А ещё семьи с особенными детьми получают от региона путёвки «Мать и дитя». Они выдаются по медицинским показаниям или по возрасту (малышам от трёх до семи лет). В прошлом году в здравницах Черноморского побережья, Кавказских Минеральных Вод и санаторно-курортных организациях Волгоградской области отдохнули более 1 тысячи детей-инвалидов.

Комментарий
Директор общества им. Выготского Лидия Магнитская: «Для нас очень важно, чтобы общение бесследно стирало границы между «обычными» и «необычными» детьми. Мы начали со сцены. Давняя дружба и общие творческие цели объединяют наше общество и детский музыкальный театр «Сады Си-Ми-Ре-Ми-До». В интегрированной театральной труппе уже третье поколение учеников музыкальной школы воспитывается в атмосфере бережного и уважительного отношения к людям с особенностями развития. В этом году мы представили новую постановку содружества наших воспитанников и юных артистов из детской музыкальной школы № 5. Это музыкальный спектакль «Крысолов из Гамельна». Премьера состоялась в канун Международного дня человека с синдромом Дауна. Общество Выготского ежегодно отмечает этот день, демонстрируя волгоградцам самые разнообразные творческие способности людей с синдромом Дауна. Работа шла в рамках проекта «Солнечный театр» при поддержке Фонда президентских грантов. В нашем толковании в центре этого спектакля – свобода выбора, честь и достоинство, вера в торжество справедливости и добра».

Мнение
Директор Волгоградского ППМС-центра Наталья Судакова: «Семьям, в которых воспитывают детей с ОВЗ, в последние годы уделяется колоссальное внимание. В области работает 54 службы ранней помощи для детей с ОВЗ. Их цель – сделать всё возможное, чтобы помочь семье с таким ребёнком. В нашем центре реализуется очень много проектов, постоянно обновляется материально-техническая база. В службе ранней помощи всё оборудование рассчитано на особенных детей. Оно помогает закреплять навыки и знания ребёнка, но при этом безопасно. Например, у нас есть логопедический замок, нужный для развития речи. Даже те дети, которые совсем не говорят, настолько увлекаются уроками в этом замке, что начинают произносить звуки, а потом уже и слова. Есть и интересные наборы по робототехнике. Бытует мнение, что робототехника – это для одарённых детей. Ничего подобного! Дети с ОВЗ с большим интересом собирают роботов».

Материал подготовлен в рамках проекта «Защитить, сохранить, приумножить» 

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах