Перед нами – специальная доска, на которой расположены различные предметы из повседневной жизни: замочки, дверцы, шпингалеты, ключи, защёлки, шнурки, крутилки, верёвочки, звонки, колокольчики, липучки… Это бизиборд – игрушка нового типа, которую малыши обожают. А заодно такие развивающие игрушки помогают специалистам в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
К здоровью через игру
Интерактивная песочница, музыкальный стол, тактильно-развивающий комплекс и прочие «умные игрушки» – это лишь часть арсенала средств для развития маленьких волгоградцев с ОВЗ. Так, одна из воспитанниц службы ранней помощи областного центра социальной психолого-педагогической помощи (ППМС-центра) семилетняя Мария ходит сюда несколько лет. Сначала на индивидуальные занятия, а потом в группы кратковременного пребывания. Мама Маши Надежда Иванова считает, что за это время сделан большой шаг в развитии дочки.
– Она стала больше внимания обращать на других детей, ведь в группах кратковременного пребывания создана инклюзивная атмосфера – детки с ОВЗ занимаются и играют вместе со здоровыми ребятами, – говорит Надежда Иванова. – Сейчас дочка может сама себя обслуживать: сама ест, может надеть или снять обувь, играет самостоятельно или с компьютером. Если раньше мы приходили в группу только на один час, то сейчас остаётся на три часа и чувствует себя здесь комфортно.
Все родители отмечают современное оборудование и игрушки, мимо которых дети просто пройти не могут. Например, интерактивная песочница. В ней можно просто играть с песком, но когда включается подсветка, песок превращается то в калейдоскоп, то в радугу, то в зелёный луг.
Интерактивный комплекс «Кукольный театр» помогает развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, формирует грамматический строй речи. Музыкальный стол используется в работе с детьми, имеющими нарушения в концентрации внимания.
Есть контакт
А вот коррекционно-развивающий спортивно-игровой набор предназначен для детей с нарушением психомоторного развития, а также для профилактики плоскостопия, развития сенсорики и разных видов движений.
На занятиях ставят задачи от самых простых (например, чтобы ребёнок взял игрушку), постепенно их усложняя. Детям с помощью такого профессионального оборудования эти задачи выполнять интереснее. И у взрослых появляется больше возможностей привлечь внимание ребёнка, заинтересовать его, развить новые навыки.
Трёхлетняя Вероника ходит в кратковременные группы больше года, за это время и мама, и педагоги центра отмечают серьёзные изменения в развитии девочки. Она стала отзываться на своё имя, обращать внимание на родителей, контактировать в игре с другими детьми. И таких примеров в центре множество.
Доктор лошадь
Не только «умные игрушки», но и животные задействованы в занятиях с особенными детьми. Пятьдесят воспитанников Волгоградского областного центра «Надежда» начали курс иппотерапии в конно-досуговом молодёжном экоцентре «Солнечная долина». Занятия идут в рамках социального проекта «Идущие к солнцу», поддержанного Фондом президентских грантов.
Курс для каждого ребёнка составляет от 15 до 18 занятий дважды в неделю, продолжительностью 15-30 минут. Программу реабилитации разрабатывают с учётом возраста и индивидуальных особенностей.
12-летний Артём Кузнецов ждёт занятий по иппотерапии с нетерпением, считает дни, когда снова сядет на лошадь.
– Для сына это целое событие, – ему очень нравится езда верхом, общение с лошадью, – говорит мама Артёма Татьяна Кузнецова. – Готовит для своей лошадки морковку. Конечно, собираемся и дальше приезжать сюда. Тем более что вижу, кроме положительных эмоций от общения с лошадьми, сын стал физически крепче. Эти занятия очень полезны для него.
Участие в проекте по назначению врача принимают ребята с различными нарушениями развития. Тренировки проходят под контролем инструктора верховой езды и специалиста по лечебной физкультуре.
– Это совместный проект Волгоградской региональной общественной организации «Конно-досуговый молодёжный экоцентр «Солнечная долина» и областного реабилитационного центра для детей-инвалидов «Надежда», – говорит врач-педиатр центра «Надежда» Юлия Владимиренко. – Цель – физическое и умственное развитие детей, повышение их социализации. Результаты занятий уже видим у своих воспитанников: это и улучшение физических кондиций, и снижение тревожности, страхов. Кроме того, у ребят повысилась мотивация к общению, от общения с лошадьми у них множество положительных эмоций.
Цель всего, что делается в интересах семей, где воспитываются дети с ОВЗ – дать ребятам полноценный старт в большую жизнь, здоровую и счастливую.
Как убирали барьеры
Новые подходы – их называют инклюзивными – позволяют детям-инвалидам успешно жить и учиться в среде сверстников, сохраняя семейную среду воспитания.
Для этого в Волгоградской области сформирована сеть из 24 специализированных образовательных учреждений, в которых обучаются более трёх тысяч детей. Для каждого ребёнка составляется индивидуальный образовательный маршрут.
В рамках госпрограммы «Доступная среда» для ребят с ОВЗ создали комфортные условия в 248 организациях: 194 школах, 37 детсадах и 17 учреждениях допобразования. Заодно расширили штат узких специалистов.
Сегодня в школах области по адаптированным программам обучаются 7,5 тыс. ребят, около 4 тыс. малышей посещают детские сады. Помощь родителям и детям оказывают специалисты психолого-медико-педагогической комиссии. В прошлом году они помогли почти 6 тысячам семей.
Работа продолжается: так, в коррекционных школах-интернатах № 3 и № 4 обновили трудовые мастерские, кабинеты педагогов, помещения для допобразования. В этом году модернизацию ждут в Михайловской школе-интернате и в Волгограде в школе-интернате № 6.
А ещё семьи с особенными детьми получают от региона путёвки «Мать и дитя». Они выдаются по медицинским показаниям или по возрасту (малышам от трёх до семи лет). В прошлом году в здравницах Черноморского побережья, Кавказских Минеральных Вод и санаторно-курортных организациях Волгоградской области отдохнули более 1 тысячи детей-инвалидов.
Материал подготовлен в рамках проекта «Защитить, сохранить, приумножить»