Основной этап реставрации главного символа Победы завершён. Центральный монумент Мамаева кургана постепенно освобождают от лесов. И даже невооружённым глазом видно, как помолодела известная всему миру скульптура.
Минус пять десятков лет
— Основной объём работ уже завершён, — говорит представитель ГК «Главзарубежстрой», руководитель проекта Сергей Сирота. — Сейчас снимаем леса — в ноябре скульптура будет освобождена от них полностью. Но при этом продолжаются работы внутри стилобата (основания, на котором стоит монумент), хотя уже и не столь масштабные. Также ведётся большая работа по благоустройству склонов, демонтажу старой системы полива. Здесь появятся новые газоны — прежние были испорчены, наблюдались значительные провалы грунта, и вода скапливалась у подножия. Полностью работу мы должны завершить до марта 2020 года. К 75-летию Победы всё будет готово.
«Родина-мать» стала значительно светлее, чем мы привыкли её видеть.
— Это первоначальный цвет скульптуры, цвет свежего бетона, — объясняет Сергей Владимирович. — Тот, что был задуман изначально. Конечно, со временем скульптура будет темнеть в силу природных воздействий, и защитить монумент полностью, к сожалению, не получится. Однако теперь изменение цвета будет происходить гораздо медленнее.
За весьма короткий срок были проведены колоссальные по масштабу и сложности объёмы работ.
— Несмотря на то, что у нас огромный опыт работы по реставрации и созданию железобетонных конструкций, нам пришлось сталкиваться с какими-то вещами впервые, — рассказывает Сергей Сирота.
«Мы восхищены»
Самым сложным в ходе работ оказалось то, что отдельные элементы скульптуры были полностью утрачены и их приходилось восстанавливать по историческим фотографиям. По словам Сергея Сироты, пострадало платье, не было отдельных фрагментов рук и ног — особенно пострадали пальцы ног и кулак, сжимающий меч. Много утраченных элементов оказалось и на лице — скульптуре заново «выводили» губы, уши и другие элементы. Как шутят сами специалисты, им пришлось заниматься ювелирной пластической косметологией, чтобы восстановить то, что было задумано скульптором.
— По-другому мы не имели права, потому что просто восхищены той работой, которую проделали больше полувека назад строители, конструкторы, архитекторы, — говорит Сергей Сирота. — Они возвели грандиозный монумент, просто неимоверный по сложности. Да, мы устранили все огрехи, но это так незначительно по сравнению с тем, что было сделано! Даже в наших современных условиях это было бы сделать непросто, а уж тогда — тем более. Так что мы просто преклоняемся перед этими людьми.
Факты
- В архивах музея-заповедника «Сталинградская битва» хранится проект, который был изначально одобрен, но после отвергнут руководством СССР. Вместо Родины-матери на пике Мамаева кургана должны были возвышаться две фигуры — женщины со знаменем и снопом в руках и припавшего рядом на колено солдата.
- О том, что в Сталинграде будет построен мемориальный комплекс, стало известно в сентябре 1944 года. На конкурс памятников уже вовсю слали эскизы архитекторы и простые солдаты. Проекты приходили в том числе из Марокко и Шанхая. Одни предлагали колонну с фигурой Сталина наверху, другие — 150-метровую пирамиду из переплавленных танков.
- Над проектом трудился также автор Останкинской башни Николай Никитин.
- При всей сложности сооружения держит статую лишь её собственный вес. Под монументом нет свай, она никак не крепится к фундаменту.
- Есть данные, что фигуру «Родины-матери» скульптор-монументалист Евгений Вучетич лепил со спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе. Лицо — со своей жены Веры. Искусствоведы находят сходства с Марсельезой на парижской Триумфальной арке и античной скульптурой Ники Самофракийской.