Отсутствие водоснабжения – это проблема не только отдалённых районов региона, но и Волгограда. Проблема не нова, но решить её оказалось не под силу ни одному из многочисленных мэров и ни одному депутатскому созыву. Хотя обещаний было много.
Обещали, обещаем, будем обещать
Покопавшись в Интернете, можно сделать вывод: любые мало-мальски значимые выборы сопровождались обещаниями решить именно эту проблему. Понятно – она очень волнует людей. Но сколько же можно дурачить народ, великодушно обещая сделать то, что и так входит в обязанности власти?
Если покопаться в законодательстве, то можно обнаружить интересные вещи. Согласно Уставу города-героя Волгограда, обеспечить водоснабжение обязан муниципалитет – администрация города. С другой стороны, право на потребление чистой воды для бытовых нужд жителям гарантирует областной закон. Да и Конституция в ст. 23 гарантирует то же самое.
Принудить власть выполнять свои обязанности может только суд. Однако и здесь гарантии нет.
Пример тому – ситуация в Краснооктябрьском районе Волгограда. Посёлок им. 62-й Армии, где сейчас проживает около 700 человек, застраивался ещё до войны. В своё время там были колодцы с чистой и вкусной водой. Но цивилизация в виде септиков, которые стали появляться в домах местных жителей, привела к тому, что вода в колодцах испортилась.
В начале 80-х в посёлке появилась техническая вода, а в 90-х начали бурить скважины для питьевой, но бросили на полпути. С тех пор жители пытаются добиться справедливости.
В 2007-2008 гг. даже были выделены деньги на разработку проекта, но ни денег, ни проекта никто так и не увидел.
В прошлом году горожане подали в суд. Он удовлетворил их требования в полном объёме, обязав администрацию города и предприятие-концессионера, которому переданы сети, в течение года обеспечить жителей питьевой водой.
Электората маловато
Срок исполнения решения суда истечёт через два месяца. Воды в посёлке нет.
– Никаких собраний по этому поводу не проводилось, – говорит жительница посёлка Антонина Александровна.
При этом в пресс-службе администрации Волгограда ответили, что «в настоящее время вопрос об организации централизованного водоснабжения в посёлке находится в разработке; проекты по строительству сетей водоснабжения на территории города с 2016 г. реализует ООО «Концессии водоснабжения».
Сколько ещё будет разрабатываться вопрос, непонятно. К примеру, жители Верхней Ельшанки до сих пор питьевой водой не обеспечены, хотя суд выиграли ещё в 2013-м. Жители Горного, Водного и Майского – в 2015-м, и по ним до сих пор, как сообщает пресс-служба мэрии, проводится разработка технико-экономического обоснования вариантов водоснабжения. Видимо, обоснования найти никак не удаётся.
Между тем, по неофициальным данным, в администрации города таких неисполненных решений суда по обеспечению жителей питьевой водой – более десятка. Некоторые там лежат ещё с 2011 года.
Мало что изменилось и с появлением в городе концессионера, хотя администрация города, убеждая горожан в необходимости отдать сети в частные руки, делала упор именно на это: придёт, мол, частник, и все вопросы с обеспечением питьевой водой решены. Однако спустя пять лет они стали только острее.
– Таких «обезвоженных» территорий в городе много, – говорит экс-депутат облдумы Михаил Таранцов. – Люди там просто брошены на произвол судьбы. Между тем в большинстве случаев эти вопросы вполне решаемы и особенных вложений не требуют. Но всё дело, считаю, в том, что людей там проживает немного, избирателей – того меньше. С точки зрения количества электората они власти не интересны. Другое дело – решить какую-нибудь проблему, касающуюся территории с большим скоплением избирателей, да ещё и не требующую особенных усилий.
Что можно посоветовать людям в данной ситуации? По словам экспертов, совет здесь только один: последовательно добиваться исполнения решения суда, потому что обеспечить жителей питьевой водой – прямая обязанность представителей власти.