552

Удобство в обмен на лес. Почему волгоградцы против дороги в пойме?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Нижнее Поволжье №27 07/07/2021
Над такой красотой в пойме уже занесён топор...
Над такой красотой в пойме уже занесён топор... Волгоградский Облкомприроды

Волгоградская область гудит: СМИ сообщили, что Минприроды РФ одобрило  строительство новой автомагистрали через Волго-Ахтубинскую пойму.

Значит ли это, что на затяжной дискуссии вокруг скандального проекта поставлена точка? Попробуем разобраться.

Удобство в обмен на лес

Согласно проекту, из-за стройки под топор могут попасть около 15 тыс. деревьев, самые ценные из них – дубы. Понятно, что многие встретили подобную новость без энтузиазма. И для горожан, и для селян пойма – благодатный оазис среди выжженных сухих степей. И вообще лес для нашей знойной области – огромная ценность. Стоит ли его терять ради новой скоростной магистрали? Скажем, в Челябинске ради сохранения реликтового соснового леса местные власти пошли на изменение планировки улиц даже в центре города. А что у нас?

Противники постройки трассы через лес утверждают – большой вырубки деревьев можно избежать, если новая трасса совпадёт с уже существующей, которая после моста через Волгу идет на Волжский через несколько поселков. Но им возражают, что подобная стройка нарушит нормы, запрещающие возводить скоростные магистрали через населённые пункты.

Но делать что-то надо, потому что двухполосное движение на одной из главных дорог региона означает почти ежедневный транспортный коллапс. Сейчас, по данным ГИБДД, трасса перегружена в десять раз.

– Сколько раз было, что мы выезжали на эту дорогу и, промучившись час-полтора в пробке, поворачивали обратно, – говорит житель Краснослободска Михаил Богданов

Двухполосная трасса стала тормозом и для развития экономики: например, рядом с дорогой сейчас возводят логистический центр, который должен стать главным овощехранилищем области. Но этот и прочие масштабные проекты пока развить невозможно. 

– Аварии здесь постоянные, – объясняет продюсер и публицист Сергей Мазанов. – И если говорить о проекте стройки через пойму, то дубовые леса там уже не раз вырубались, в частности, в пору восстановления города после войны, затем большинство лесных угодий восстановилось. 

Что ждёт пойму?

И все же выбор – строить через лесной массив или посёлки, не вполне очевиден. 

– Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» включён в список резерватов всемирного природного наследия ЮНЕСКО, – говорит представитель «Гринпис России» Михаил Крейндлин. – Если антропогенное воздействие на эту территорию возрастёт, то пойму исключат из международного списка.

Разделяют тревогу по поводу будущего заповедной территории и местные эксперты.

– В мае в наш регион приезжал вице-президент РГО, академик РАН Александр Чибилёв. – рассказывает председатель реготделения РГО, кандидат географических наук Сергей Моников. – Это учёный с мировым именем, и он был крайне встревожен перспективой прокладки дороги через дубравы. Там есть деревья в возрасте от 100 лет и более, это уникальный генофонд лесов. 

Кстати
В Волго-Ахтубинской пойме произрастают 19 редких видов растений и грибов, обитают 67 редких видов животных, занесённых в Красные книги РФ и Волгоградской области.

За вырубку – новый лес

Тем временем областной комитет дорожного хозяйства заявил о согласовании строительства с Минприроды РФ. В положение о природном парке в рекордные сроки внесли соответствующие изменения (Постановление № 317-п  от 23 июня 2021 г.).

Также власти сообщили. что взамен вырубленных деревьев планируется высадка 394 749 саженцев. Среди них будет почти 49 тыс. саженцев дуба, а также кустарник (слива колючая), вяз. В эти работы и уход за посадками готовы вложить 418 млн руб. 

– Следить за растениями будут до 2030 г., – уверяет зампредседателя облкомприроды Елена Православнова. – Высадка начнётся уже во время стройки. 

Но есть и ещё один момент – не до конца ясно, что именно согласовало Минприроды.

– Из появившейся информации, что Минприроды РФ якобы согласовало полностью проект строительства автодороги через пойму, на самом деле пока ничего не следует, – говорит депутат облдумы Александр Осипов. – Речь идёт лишь о согласовании министерством нового варианта положения о природном парке. В нём действительно предусматривается строительство линейных объектов, в т. ч. автомагистралей, для нужд функционирования самого природного парка. Новую автодорогу в Среднюю Ахтубу к таковым отнести нельзя при всём желании. Будем разбираться в ситуации и дальше.

Когда верстался номер, в редакцию пришел ответ из Минприроды России, куда мы обращались с запросом по поводу согласования стройки. Цитируем: «Что касается ведения строительных работ, то к полномочиям Минприроды России не относится выдача разрешения на строительство регионального линейного объекта. Подобные объекты должны проходить обязательную экологическую госэкспертизу проекта на предмет оценки соответствия требованиям охраны окружающей среды. Проведение экспертизы осуществляет Росприроднадзор».

Как видим, этот ответ ситуацию запутал ещё больше, потому мы сделаем запрос в Росприроднадзор. О результатах сообщим.

Между тем стройка первого участка новой очереди мостового перехода началась. Общая стоимость этапа – 5,7  млрд руб. 

«Лес всё стерпит?»

С одной стороны, новую дорогу через пойму строить надо. С другой, пойма – главная природная ценность Волгоградской области. Где выход?

«Победу сторонникам постройки дороги через дубовый лесной массив праздновать рановато, – рассуждает директор юридического агентства AVIM, правозащитник Иван Иванов. – По-прежнему действуют прямые запреты такого строительства, исходя из ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Нагнетания конфликта, его заведение в тупик, на мой взгляд, можно было бы легко избежать, если бы проектировщики трассы, которым из бюджета заплатили за работу 150 млн рублей, честно бы предупредили заказчика проекта, что при имеющихся «вводных данных» – особом охранном статусе Волго-Ахтубинскую поймы – ничего подобным образом проектировать и строить нельзя вообще.
Выход из ситуации там же, где был изначально. Следует расширить и модернизировать уже существующую дорогу через хутора Госпитомник, Бурковский, посёлки Третий Решающий и Рыбачий. Ведь по такому же принципу несколько лет назад дорожники построили скоростную магистраль на волгоградский аэропорт через густонаселённый пос.Гумрак. 
Основная причина, по которой дорогу не захотели проектировать в границах уже существующей трассы, на мой взгляд, очевидна. Тогда пришлось бы выкупать частные земельные участки или платить компенсации землепользователям – жителям, фермерам и т. п. А лес, получается, всё стерпит?».

Комментарий
Директор природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» Наталия Лопанцева: «Волго-Ахтубинская пойма является единым организмом, который, как кровеносными сосудами пронизан различными водными объектами. Поэтому надо много раз подумать, прежде чем отрезать кусок, даже очень маленький. Практика запрета постройки скоростных дорог через заповедные земли – общемировая. Автодорога усугубит состояние гидрорежима поймы: продолжится процесс засоления почв, изменения уровня грунтовых вод, а следом за ним – остепнение. Даже невырубленные деревья начнут сохнуть, а затем погибать. Уменьшится площадь мест обитания птиц и растений, в том числе занесённых в Красную Книгу РФ и региона. Можно только приветствовать планы высадить взамен вырубленных сотни тысяч новых деревьев. Приживаемость сеянцев дуба редко когда превышает 1–10%, поэтому в проекте в десять раз увеличено количество саженцев для высадки. Но пройдет не менее 40–60 лет, прежде чем дуб станет деревом, и сформируется полноценное лесное сообщество, где поселятся птицы и другая живность. Вдобавок в пригородной пойме у нас просто нет места для посадки такого количества деревьев, дуб уже занял свою нишу. К тому же для возобновление дуба необходим ряд мер: не вести перевыпас скота, оберегать лес от пожаров. Кроме земель гослесфонда, на территории нашего природного парка есть сельхозземли, и здесь не везде законом разрешено сажать деревья. А на территории земель гослесфонда восстановление леса проводится по плану, с этим замечательно справляются специалисты лесхозов».

Мнение эксперта
Заслуженный эколог РФ, экс-депутат облдумы Владимир Лобойко: «Когда в начале 2000-х годов инициировали создание семи природных парков региона, парк в Волго-Ахтубинской пойме был поддержан облдумой под номером «1». Первая и главная задача была – сохранение биоразнообразия территории. Сегодня задача остается прежней. Особо охраняемые заповедные зоны проектом никак не затрагиваются. Там, где пройдет трасса, нет краснокнижных растений и животных. В то же время произойдёт улучшение транспортной доступности, логистики Заволжья, дорога даст большие возможности местным жителям по реализации своей продукции».

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах