Не проходит дня, чтобы кто-то из жителей региона не попался на удочку телефонных аферистов. Причём потери исчисляются миллионами рублей.
Почему, несмотря на многочисленные предупреждения, люди по-прежнему легко попадаются на удочку мошенников; кто стоит за жуликами и какие новые схемы обмана появились – в этом разбирался «АиФ»-НП».
...А теперь еще и «финброкеры»
Виртуальные обманщики постоянно перестраивают свои приёмы и технологии. На смену давно известным легендам о «службе безопасности банка» приходят куда более изощрённые способы.
– В Волгоградской области участились случаи обмана жителей под предлогом получения прибыли на биржах, – рассказали в пресс-службе главка МВД России по региону. – Доверчивые жители при звонках неизвестных теряют огромные сбережения. Так, 59-летняя уборщица из Волгограда, поверив в быстрое получение прибыли, перевела мошенникам 2,2 тысячи долларов. Двух миллионов рублей лишился 57-летний работник металлургического предприятия Волжского, которому позвонил якобы работник иностранной инвесткомпании. Ещё трое волгоградцев под различным предлогом отдали телефонным мошенникам свыше 2 млн руб. Все пострадавшие – рядовые граждане, копившие деньги на банковских счетах годами.
Схема хищений выглядит так: злоумышленники звонят клиентам, представляются сотрудниками крупных финансовых или иностранных брокерских компаний и предлагают удалённо инвестировать деньги в различные сферы, обещая гарантированное и быстрое получение прибыли. Согласившимся на это направляют электронные письма или ссылки для перевода денежных средств. Когда человек вводит данные банковской карты якобы для «пополнения счёта», его реальные накопления с карты исчезают.
– Реальные брокеры не занимаются целевым обзвоном жителей, не просят переводить деньги на банковские карты или другие платёжные системы, – предупреждают в полиции. – Если вам предлагают ежедневный доход и участие в проекте с гарантированным возвратом средств, стоит усомниться в достоверности и не рассчитывать на получение лёгких денег.
За несколько лет, пока подобный «бизнес» стремительно развивался, в сознании большинства из нас сформировался умозрительный образ неких «спецов-одиночек», обзванивающих клиентов прямо из колоний. Но реальность гораздо серьёзнее – данный бизнес идеально организован и структурирован. Обзвон клиентов производят низовые подразделения, участники которых проходят специальную подготовку. Технические, организационные вопросы решают иные лица.
Как заявил недавно первый замначальника бюро по специальным техническим мероприятиям МВД РФ Олег Козлов, мошеннические колл-центры, специализирующиеся на персональных данных, располагаются преимущественно за пределами России, в странах, где местные граждане хорошо владеют русским языком – это Прибалтика, Украина и др. При этом в ведомстве не берутся пока назвать даже примерное число зарубежных «организованных рассадников» мошенников. А вот вероятность звонков от «сидельцев» правоохранители уже очень снизили и намерены свести к нулю.
Поймали с поличным
Возможно, широкому распространению телефонного жульничества способствует то, что раскрываемость таких преступлений остаётся низкой. Однако иногда мошенников и их сообщников всё-таки задерживают – такое произошло на днях в Волгограде.
– В ходе обыска были обнаружены и изъяты мобильные телефоны, SIM-карты, банковские карты и денежные средства в размере 2 млн руб., – прокомментировали в правоохранительном ведомстве. – Личность одного из подозреваемых была установлена. Им оказался 29-летний выходец из Закавказья.
Задержанные звонили пожилым людям и сообщали, что их родственники совершили ДТП. Потом требовали деньги, чтобы помочь «виновникам ДТП» избежать ответственности. Деньги просили прятать в пакет с личными вещами, которые в условном месте забирали водители такси.
Когда одну из подобных передач полицейские отследили, в Дзержинском районе с поличным и был задержан предполагаемый организатор аферы, затем и его сообщники. Уголовное дело возбуждено по статье «Покушение на мошенничество». Максимальное наказание по ней – до пяти лет тюрьмы.
В наши дни информация о различных схемах обмана часто звучит в эфире радиостанций, со страниц газет, в объявлениях, листовках в общественном транспорте. Но самый лучший вариант профилактики всё-таки, считает психолог, когда пожилых родителей и родственников предупреждают об опасности родные люди – внуки, дети и т. п. Эффективность такой «социальной профилактики» неизменно выше, и провести её, как показывают многочисленные печальные примеры, стоит.