Младенцы с гаджетами в руках, подростки на диванном досуге, переписка в сети вместо встречи вживую...
О детской игровой и компьютерной зависимости мы поговорили с медицинским психологом высшей категории, заведующим психологической лабораторией ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница» Еленой Михайленко.
И целого мира мало…
– На самом деле по-настоящему зависимых детей немного, – рассказывает Елена Владимировна. – Зависимость диагностируется, если ребёнок отказывается от других видов взаимодействия с социумом, кроме компьютера и игры; когда он забывает есть, спать, пить, отказывается гулять, утрачивает интерес ко всему, что не касается его темы. А если лишают гаджета, это приводит его в состояние гнева, раздражительности, агрессии или уныния. В этом случае стоит обратиться к специалисту-психологу в школе, в районной поликлинике или частному практику.
Значительно чаще у детей встречается чрезмерная увлечённость, которую в обиходе и называют зависимостью. Но нередко она является следствием, а не первопричиной проблем.
Почему же ребёнок погружается в виртуальный мир?
Одна из причин – привычки, сформированные в семье. Ребёнок всегда копирует поведение взрослых. И если в семье преобладает холодность, равнодушие и «зависание» каждого в своём телефоне, он сделает так же.
Вторая причина – деформирующее воспитание: гиперопека, когда ребёнок – кумир семьи, или, напротив, гипоопека, когда он остаётся без родительского надзора.
Третья – неумение различать и отслеживать собственные эмоции. Если человека не научили этому в раннем возрасте, то в подростковом периоде он не сможет самостоятельно с этим разобраться. Это часто приводит к малой эмоциональности, закрытости и асоциальности. И уводит в виртуальный мир...
Четвёртая причина – чувство неуверенности в ответ на высокие ожидания родителей и общества. Это чувство зарождается обычно с началом школьной жизни, когда к ребёнку начинают предъявлять особые требования и оценивать по школьным успехам. В результате повышается тревожность, страх не оправдать родительских ожиданий.
Что делать?
Ваша главная задача – отвлечь ребёнка от виртуального мира.
Первые два правила нужно выполнять одновременно: ограничить время использования ребёнком гаджетов, а освободившиеся часы заполнить родительским вниманием. Важно по-настоящему эффективное взаимодействие: общение с семьёй, реальный, а не виртуальный контакт со сверстниками, познавательная деятельность, спорт, интересный быт и досуг. Делайте то, что интересно сыну или дочери. И помните: даже 10 минут в день эффективного общения помогут наладить контакт и решить проблемы ребёнка в отношениях со школой, сверстниками, самим собой.
Третий шаг – нормализация обстановки в семье. Собственным примером демонстрируя принципы здоровой семьи, уважение и заботу о партнёре, вы формируете у ребёнка основополагающее доверие миру и внутреннее спокойствие, а заодно повышаете стрессоустойчивость и веру в себя.
Четвёртое – научите ребёнка распознавать и проговаривать свои эмоции и проблемы. Обсудив их со взрослым, он найдёт выход. И не возникнет желания прятаться от них в виртуальном мире.
Если к ребёнку предъявляются повышенные требования, то чтобы не произошло эмоциональной и физической перегрузки, необходимо снизить ожидания, найти слова поддержки и выделить время для отдыха и игры – не в гаджет, а в игрушки, настольные или подвижные игры.
Будьте готовы к тому, что в первое время ребёнок будет яростно сопротивляться. Эти вспышки агрессии нужно пережить, перевести в какое-то другое русло, дать возможность покричать в лесу, покидать камни или палки в безопасном месте, выплеснуть негативную энергию, но так, чтобы это не нарушило права и границы другого человека.
Помните: запреты рождают желание их нарушить. Поэтому вместо категоричного «нет» лучше изобретать альтернативные решения. В случае с гаджетом подойдут варианты: можно, но с ограничением времени; можно, но после других дел; можно, но давай сделаем это вместе.
Если вы начнёте разбираться в том, что интересно вашему ребёнку, то заслужите авторитет и у него, и у его окружения. Главное самому не впасть в зависимость.
Материал подготовлен в рамках проекта «Лет до 100 жить нам без старости»