84

Не проехать, не пройти. Почему сельские дороги не могут дождаться ремонта?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Нижнее Поволжье №21 26/05/2021
Вот такая дорога в Городищенском районе области.
Вот такая дорога в Городищенском районе области. / Светлана Ершова / АиФ

Ещё какие-то лет 10-15 назад Волгоградский регион и областная столица стойко ассоциировались с едва ли не самыми «убитыми» на юге страны дорогами. С тех пор многое изменилось: большинство федеральных и региональных магистралей приведено в порядок, местами они имеют вполне современный вид, на их реконструкцию тратятся миллиарды из бюджета. 

И на фоне столь позитивных перемен некоторые дороги, особенно в сельской глубинке, по-прежнему малопригодны, а то и опасны для проезда. В чём причины, разбирался «АиФ»-НП». 

Где кончается асфальт

Дорожные эксперты и автолюбители, с которыми мы беседовали, говорят о такой тенденции: с одной стороны, в регионе сейчас действительно многое делается в плане реконструкции дорожной сети. Но с другой – есть дороги, которые годами не видят даже пресловутого ямочного ремонта. В итоге они становятся небезопасными для любого вида транспорта – хоть автомашины, хоть телеги с лошадью. 

Например, заволжские хутора Репино и Булгаков, что под Средней Ахтубой, находятся не столь далеко от Волгограда и Волжского. От них до крупных городов региона по хорошей дороге  рукой подать – несколько десятков километров. Но это именно по хорошей. А те, что есть сейчас, в ремонте нуждаются уже как лет 20. 

– К нам в Репино добираться что на автобусе, что на машине – одно мучение: постоянно нужно объезжать огромные ямы, выбоины, – жалуется местная жительница Нина Александровна.

Недалеко от Репина находится ещё одна печально известная дорога в Волго-Ахтубинской пойме, идущая от среднеахтубинского моста через посёлок Суходол в направлении хуторов Таловой и Булгаков. Все водители, что имели неосторожность хотя бы раз воспользоваться этой «магистралью», в один голос утверждают: подобное состояние трассы – верный способ убить машину и в первую очередь ходовую подвеску. 

«Представьте себе суходольскую дорогу, – иронизирует житель Среднеахтубинского района Валерий Маркин. – Опасные ямы на ней попросту слились в одно сплошное целое с редкими «очагами» асфальта. Такую трясучку даже на внедорожниках стараемся объезжать обочинами или грунтовками». 

Есть всё в той же Волго-Ахтубинской пойме и своя «дорога на выживание» – в соседнем со Средней Ахтубой Ленинском районе.

– Официально дорога Ленинск – Покровка через всю пойму существует уже около 30 лет, но по факту она не достроена, – говорит житель Ленинска Алексей К. – Для непосвящённых выглядит всё удивительно – прямо на полпути в Волго-Ахтубинской пойме асфальт обрывается, а дальше в сторону сёл Покровка и Каршевитое ведёт по насыпи… грунтовый грейдер из глины. После летних ливней и в распутицу здесь не проехать. Бывают моменты ранней весной или осенью, когда по такой «дороге» прекращает курсировать даже школьный автобус – велика опасность безнадёжно застрять на полпути.

Беспокоит селян и другая проблема – состояние мостов.

– У нас просто беда с мостами, – сетует местная жительница Валентина Алексеева, – они постоянно выходят из строя. Школьный автобус высаживает детей, кое-как преодолевает шаткое сооружение и потом забирает ребятню в салон. 

Впрочем, от дурных дорог страдает не только пойма. В Ольховском районе водители с содроганием говорят о дороге, ведущей от райцентра в отдалённый посёлок Октябрьский, и рекомендуют объезжать этот участок полями. 

Кто виноват?

Такие дороги-направления есть чуть ли не в каждом районе области. Дороги, до которых ни у кого десятилетиями не доходят руки. И нет ничего удивительного в том, что выводы прокуратуры области относительно затронутой проблемы также оказались неутешительными. Надзорное ведомство провело проверку состояния дорог в конце 2020 года и выявило многочисленные нарушения.

Суть их сводится к тому, что состояние большинства дорог области не соответствует нормам. Местные власти не разрабатывают схемы движения, на дорогах отсутствует освещение и знаки, мероприятия в сфере безопасности дорожного движения финсируются недостаточно. Нарушения были обнаружены и при заключении и исполнении муниципальных контрактов на ремонт дорог. Часть претензий прокуратура  предъявила и ГИБДД – ведомство не всегда выдаёт предписания и представления тем, кто должен приводить дорожное полотно в порядок. 

Узнавать обо всем этом тем более странно, что сейчас на дороги тратятся даже не миллионы, а миллиарды рублей. Неужели и этого мало?

Комментарий
Заведующий кафедрой строительства и эксплуатации транспортных сооружений института архитектуры и строительства ВГТУ Сергей Алексиков: «Проблемы качества дорог начинаются ещё на стадии их проектирования. Предельно сжатые сроки, низкий профессиональный уровень проектировщиков (зачастую конкурсы по разработке проектной документации выигрывают неспециализированные фирмы), недостаточные проектно-изыскательские работы – всё это приводит к тому, что уже на стадии проектирования закладывается неблагополучное будущее дороги. В спешке никто не оценивает климатические особенности, специфику местных стройматериалов. Ямочный ремонт, создающий видимость заботы о дороге, на самом деле временная мера, позволяющая кое-как дотерпеть до полной реконструкции. Это как временная пломба. Но у нас временное становится постоянным, и нашлёпки асфальта низкого, как правило, качества остаются на долгие годы. Беда ещё и в некачественных материалах – требуемые по ГОСТу щебень, битум в целях экономии заменяются более дешёвыми марками, хотя по документам всё может выглядеть как надо. Выясняется подмена уже на стадии эксплуатации дороги. Многие уповают на гарантийные обязательства – мол, в случае чего подрядчик всё исправит. Но проходит три года, на четвёртый дорога начинает сыпаться, а подрядчика уже и след простыл. Выход здесь просматривается один – изменение законодательства. Такое, которое позволит отсечь откровенных непрофессионалов в сфере дорожного строительства».

Мнение эксперта
Председатель регионального отделения «Движение автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ Армен Оганесян: «Пока не будет персональной ответственности за качество работ на всех уровнях, снизу до верху, хорошего состояния дорог не ждите. Те, кто за них отвечает, жалуются, что полно проверяющих. Но если полотно сыпется, значит, проверок всё же недостаточно? Жизнь не стоит на месте, постоянно растёт поток тяжёлого транспорта, автопоезда весом по 100-120 тонн продавливают асфальтовое покрытие, сделанное по старым ещё ГОСТам. Нормы надо пересматривать и менять. Асфальтовое покрытие не справляется с нагрузками? Надо делать бетонное – это дольше, дороже, но долговечнее во много раз. Ещё много лет назад я предлагал на подъездах к Волгограду организовать площадки-отстойники для большегрузных машин, чтобы они проезжали город ночью, когда асфальт не так раскалён от жары. Чтобы обеспечить достойное качество дорог, надо учитывать все нюансы».

Всё идёт по БКАДу?

«Безопасные и качественные автомобильные дороги»  (БКАД) – так называется нацпроект, в рамках которого наши магистрали приводят в порядок. По информации пресс-службы обладминистрации, только в 2020 г. в рамках проекта привели в норму восемь участков трасс в Среднеахтубинском, Старополтавском, Иловлинском, Котельниковском, Котовском и Городищенском районах. Полностью была отремонтирована региональная автодорога Михайловка – Серафимович – Суровикино. Всего на реализацию проекта в прошлом году было потрачено  4,367 млрд руб.  

А в этом году обещают провести капитальный ремонт трассы Панфилово – Алимов-Любимовский – Алексеевская. Магистраль связывает Новоаннинский и Алексеевский районы. Объект начали обновлять ещё в 2020 году, а завершат в 2022-м.

Обнадеживающие новости есть и со стороны дорожников: так, в филиале Волжского ДРСУ ГБУ «Волгоградавтодор» утверждают, что все проблемные участки в пригородной пойме будут отремонтированы в ближайшее время. 

Что же касается Ленинского района, то здесь придётся подождать. Власти планируют привести в норму автодорогу Волгоград – Ахтубинск – Астрахань, которая проходит через шесть поселений района, а также достроить 7,8 километра трассы Ленинск – Покровка – Лещев с реконструкцией двух мостов через ерики Яровой и Калинов. Но работы завершат лишь в 2024 г.

Цифра
34,7 млрд руб. вложат в реконструкцию волгоградских автодорог до 2024 года.

Важно
Информация о самых проблемных дорогах региона постоянно обновляется на карте-схеме проекта ОНФ «Карта убитых дорог». Адрес проекта в Интернете: https://dorogi-onf.ru/city/13688/.

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах