Ещё какие-то лет 10-15 назад Волгоградский регион и областная столица стойко ассоциировались с едва ли не самыми «убитыми» на юге страны дорогами. С тех пор многое изменилось: большинство федеральных и региональных магистралей приведено в порядок, местами они имеют вполне современный вид, на их реконструкцию тратятся миллиарды из бюджета.
И на фоне столь позитивных перемен некоторые дороги, особенно в сельской глубинке, по-прежнему малопригодны, а то и опасны для проезда. В чём причины, разбирался «АиФ»-НП».
Где кончается асфальт
Дорожные эксперты и автолюбители, с которыми мы беседовали, говорят о такой тенденции: с одной стороны, в регионе сейчас действительно многое делается в плане реконструкции дорожной сети. Но с другой – есть дороги, которые годами не видят даже пресловутого ямочного ремонта. В итоге они становятся небезопасными для любого вида транспорта – хоть автомашины, хоть телеги с лошадью.
Например, заволжские хутора Репино и Булгаков, что под Средней Ахтубой, находятся не столь далеко от Волгограда и Волжского. От них до крупных городов региона по хорошей дороге рукой подать – несколько десятков километров. Но это именно по хорошей. А те, что есть сейчас, в ремонте нуждаются уже как лет 20.
– К нам в Репино добираться что на автобусе, что на машине – одно мучение: постоянно нужно объезжать огромные ямы, выбоины, – жалуется местная жительница Нина Александровна.
Недалеко от Репина находится ещё одна печально известная дорога в Волго-Ахтубинской пойме, идущая от среднеахтубинского моста через посёлок Суходол в направлении хуторов Таловой и Булгаков. Все водители, что имели неосторожность хотя бы раз воспользоваться этой «магистралью», в один голос утверждают: подобное состояние трассы – верный способ убить машину и в первую очередь ходовую подвеску.
«Представьте себе суходольскую дорогу, – иронизирует житель Среднеахтубинского района Валерий Маркин. – Опасные ямы на ней попросту слились в одно сплошное целое с редкими «очагами» асфальта. Такую трясучку даже на внедорожниках стараемся объезжать обочинами или грунтовками».
Есть всё в той же Волго-Ахтубинской пойме и своя «дорога на выживание» – в соседнем со Средней Ахтубой Ленинском районе.
– Официально дорога Ленинск – Покровка через всю пойму существует уже около 30 лет, но по факту она не достроена, – говорит житель Ленинска Алексей К. – Для непосвящённых выглядит всё удивительно – прямо на полпути в Волго-Ахтубинской пойме асфальт обрывается, а дальше в сторону сёл Покровка и Каршевитое ведёт по насыпи… грунтовый грейдер из глины. После летних ливней и в распутицу здесь не проехать. Бывают моменты ранней весной или осенью, когда по такой «дороге» прекращает курсировать даже школьный автобус – велика опасность безнадёжно застрять на полпути.
Беспокоит селян и другая проблема – состояние мостов.
– У нас просто беда с мостами, – сетует местная жительница Валентина Алексеева, – они постоянно выходят из строя. Школьный автобус высаживает детей, кое-как преодолевает шаткое сооружение и потом забирает ребятню в салон.
Впрочем, от дурных дорог страдает не только пойма. В Ольховском районе водители с содроганием говорят о дороге, ведущей от райцентра в отдалённый посёлок Октябрьский, и рекомендуют объезжать этот участок полями.
Кто виноват?
Такие дороги-направления есть чуть ли не в каждом районе области. Дороги, до которых ни у кого десятилетиями не доходят руки. И нет ничего удивительного в том, что выводы прокуратуры области относительно затронутой проблемы также оказались неутешительными. Надзорное ведомство провело проверку состояния дорог в конце 2020 года и выявило многочисленные нарушения.
Суть их сводится к тому, что состояние большинства дорог области не соответствует нормам. Местные власти не разрабатывают схемы движения, на дорогах отсутствует освещение и знаки, мероприятия в сфере безопасности дорожного движения финсируются недостаточно. Нарушения были обнаружены и при заключении и исполнении муниципальных контрактов на ремонт дорог. Часть претензий прокуратура предъявила и ГИБДД – ведомство не всегда выдаёт предписания и представления тем, кто должен приводить дорожное полотно в порядок.
Узнавать обо всем этом тем более странно, что сейчас на дороги тратятся даже не миллионы, а миллиарды рублей. Неужели и этого мало?
Всё идёт по БКАДу?
«Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) – так называется нацпроект, в рамках которого наши магистрали приводят в порядок. По информации пресс-службы обладминистрации, только в 2020 г. в рамках проекта привели в норму восемь участков трасс в Среднеахтубинском, Старополтавском, Иловлинском, Котельниковском, Котовском и Городищенском районах. Полностью была отремонтирована региональная автодорога Михайловка – Серафимович – Суровикино. Всего на реализацию проекта в прошлом году было потрачено 4,367 млрд руб.
А в этом году обещают провести капитальный ремонт трассы Панфилово – Алимов-Любимовский – Алексеевская. Магистраль связывает Новоаннинский и Алексеевский районы. Объект начали обновлять ещё в 2020 году, а завершат в 2022-м.
Обнадеживающие новости есть и со стороны дорожников: так, в филиале Волжского ДРСУ ГБУ «Волгоградавтодор» утверждают, что все проблемные участки в пригородной пойме будут отремонтированы в ближайшее время.
Что же касается Ленинского района, то здесь придётся подождать. Власти планируют привести в норму автодорогу Волгоград – Ахтубинск – Астрахань, которая проходит через шесть поселений района, а также достроить 7,8 километра трассы Ленинск – Покровка – Лещев с реконструкцией двух мостов через ерики Яровой и Калинов. Но работы завершат лишь в 2024 г.