В июне-июле несколько провинциальных городов России, в том числе Волгоград, стали городами-организаторами ЧМ-2018. В рамках мундиаля в нем прошли четыре матча с участием сборных Японии, Польши, Египта, Саудовской Аравии, Англии, Исландии, Нигерии и Туниса. Поначалу жители городов-организаторов были недовольны тем, что в них пройдут игры ЧМ. Люди считали, что из-за болельщиков начнется коллапс, а стадионы, построенные к мундиалю, станут после матчей ярмом для местных бюджетов и властей.
«АиФ»-НП» узнал у культуролога, доктора философских наук, профессора ВолГУ Андрея Макарова, какое влияние чемпионат мира по футболу-2018 оказал на города-организаторы ЧМ-2018 и их жителей с точки зрения антропологии, почему люди лучше помнят плохое, а не хорошее, и что нужно сделать, чтобы сохранить позитивный «эффект мундиаля».
От пресности к краскам
Сергей Новицкий, «АиФ» - Нижнее Поволжье»: Почему мундиаль - больше, чем просто спортивное событие?
Андрей Макаров: Несомненно. Такое событие не каждому поколению россиян выпадает. Это прекрасная возможность разнообразить пресную провинциальную жизнь. Люди смогли увидеть полмира, не покидая город, взглянуть на себя со стороны, общаясь с поклонниками футбола из многих стран мира.
Это колоссальная встряска местной социально-психологической среды, сравнимая с Московским фестивалем молодёжи и студентов в начале хрущёвской «оттепели».
Люди истосковались по общению, особенно те, кто не имеет возможности выезжать за границу.
Когда я ходил в дни чемпионата по Волгограду в футболке с надписью на английском, со мной пытались заговорить доброжелательно. Местные жители самых разных возрастов почему-то принимали меня за иностранца, несмотря на мою типично русскую физиономию. Видимо, им очень уж хотелось встретиться с иностранцем. И это необычно, т.к. россияне консервативны в уличной коммуникации.
Поэтому можно утверждать, что произошёл сдвиг в сознании большинства россиян. Спорт здесь выступил только толчком, а причиной - желание выхода в большой мир. Второй важный момент: жители городов-хозяев ЧМ вдруг с удивлением обнаружили, что иностранные гости искренне, без лукавства, восхищены нашей страной.
- Взгляд на нас со стороны оказался позитивнее, чем изнутри?
- Несомненно. В Волгограде есть послевоенный архитектурный комплекс центра города, фрагмент величественной Центральной набережной, Мамаев курган. Именно эти примелькавшиеся волгоградцам объекты впечатлили иностранных гостей.
Вывод следующий: те, кто считает, что «наш город - худший на Земле», не правы.
Неполная реальность
- Почему так много пессимистов?
- Скепсис - это признак человека со здоровой психикой, но затяжной пессимизм - это симптом так называемого катастрофического сознания, мешающего видеть полноту реальности.
Природа психики такова, что человек в первую очередь концентрируется не на позитиве, а на негативе - потенциальной опасности, угрозе. Это эволюционное приспособление для выживания.
Цветник, красивый фасад дома, уютная набережная на какое-то время могут стать предметом удивления, восхищения, но ненадолго. Затем они становятся привычным фоном, а грязь на улицах, во дворах, разбитые стёкла в подъезде, вырубленный парк превращаются в раздражитель, который заставляет сознание на нём сосредоточиться. Это нужно, чтобы аккумулировать энергию для решения проблемы.
- Почему пессимисты возмущались системой образования в стране, когда смыло склон у «Волгоград Арены»?
- То, с какой лёгкостью «поплыл» этот объект, говорит о низком уровне инженерного образования и кадров. Комплекс на Мамаевом кургане - сложнейший по исполнению и построен полвека назад на очень непростой по геологии местности. Но там никогда не происходило ничего сверхординарного. Значит, советские проектировщики и строители были профессиональнее нынешних. Снижение компетентности специалистов - системная проблема образования. Качество выпускаемых вузами специалистов падает, в том числе, и по причине стратегии реформы образования, которая опирается на бюрократизацию образовательного процесса.
К тому же сегодня нет единого заказчика трудовых кадров. Государство ушло от этой роли, заменив это бумажной имитацией, выпуском стандартов и выдачей лицензий. Бизнес пошёл по пути создания собственной системы переподготовки кадров, особо не уповая при этом на вузы.
И всё же при этом нужно понимать, что, кроме вузов, в провинции больше нет экспертных площадок для выработки концепции развития и экономики, и культуры. Однако и здесь ощущается имитация деятельности, упор делается не на дискуссию, необходимую для выработки путей развития, а на изготовление бумаг.
- Чем это грозит?
- Деградацией. Я уже неоднократно писал о деградации визуальной среды Волгограда и о нарушении прав жителей иметь парки и скверы. Это очень серьёзный фактор, который недооценён. Конкретный пример: у меня защитилась талантливая аспирантка, специалист в сфере социокультурной среды. Работы для неё в родном городе нет. Но это полбеды: со временем бы она, наверное, нашлась, но девушка решила уехать из Волгограда в Геленджик (не в Москву даже!). Последней каплей для её решения стала вырубка сквера на Предмостной площади и застройка поймы Царицы. Кому-то может показаться, что это не серьёзный мотив. Ошибаетесь! Для молодёжи экологическая тема - самая серьёзная.
Лист идей чист на 90%
- А молодёжь, приходящая сегодня в бизнес и сферу управления, способна переломить ситуацию?
- В экономическую жизнь сейчас вступает сложное, неоднозначное по своему потенциалу поколение Z - те молодые люди, которым сейчас меньше 22-24 лет.
Это «поколение игры», виртуальных коммуникаций, без глубокой привязанности к культурной среде. Это и понятно - как можно быть привязанным к тому, что предыдущее поколение не уважает фактически. Разговоры об уважении к прошлому не подтверждаются на деле. За долгое время у нас была изобретена только одна культурологически значимая технология. Я говорю о гениальной идее «бессмертного полка».
Поколение Z настроено довольно конформистски, они не хотят конфликтов. Это хорошо, но обратная сторона этого - отсутствие амбиций, что скажется на производственной деятельности.
Но есть и хорошие новости. Не привыкшие к рутине люди будут требовать переформатирования реальности, отхода от бюрократизации в сторону реальных инноваций, а не внешних имитаций. У молодых уже есть своё собственное информационное поле, свой круг коммуникаций, желание играть в свою игру. Это будет новая и даже шокирующая игра, первые признаки которой мы видим в шоу-политике Трампа, Джонсона, Лаврова, Захаровой и многих других.
- Что нужно сделать, чтобы сохранить позитивный «эффект мундиаля»?
- Он подспудно будет ощущаться в городе ещё долго. Но чтобы он не исчез бесследно, в жизни «нестоличных» регионов нужны новые яркие события, идеи, поводы. Нужно вместе их искать или формировать. Пока лист таких идей чист на 90%. А это значит, что есть много пространства для творчества.