Примерное время чтения: 4 минуты
213

Есть ли у нас план? Какова стратегия развития региона до 2023 года

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Нижнее Поволжье №48 01/12/2021
Главное, как считают эксперты, удержать в регионе молодёжь. Она реализует любые стратегии.
Главное, как считают эксперты, удержать в регионе молодёжь. Она реализует любые стратегии. / Валерий Христофоров / АиФ

Как будет развиваться Волгоградская область в ближайшие восемь лет и какой она станет к концу второго десятилетия XXI века? Стратегию развития региона обсуждают как раз в эти дни. Какие цели там поставлены и насколько они выполнимы?  

Реально ли вырваться в лидеры?

«Стратегию развития», разработанную по поручению губернатора Андрея Бочарова, пока обсудили представители ЕР, а также общественной и торгово-промышленной палат Волгоградской области. Её генеральная цель амбициозна – мы должны занять лидирующие позиции среди регионов России. Так, объёмы промышленного производства к 2030 г. должны возрасти более чем на 75%, а объемы экспорта – в два с половиной раза.

– Делать такие прогнозы можно будет только после того, как закончится пандемия, – говорит профессор Волгоградского филиала РЭУ им. Плеханова Игорь Бельских. – Сегодня невозможно предсказать, как скажутся на экономике региона её последствия. Кроме того, регионы сегодня не обладают самостоятельностью при формировании привлекательности территорий, привлечении инвестиций, развитии экономики. Стратегию их развития определяет федеральный центр.

По мнению учёного, «Стратегия» – это скорее из области желательного, а объективные реалии могут быть совсем другими. Кроме того, Бельских убеждён: экономическое развитие региона нужно начинать не с показателей, которые будут достигнуты, а с оценки домашних хозяйств, их экономических возможностей. И только после этого можно начинать искать точки, которые помогут развиваться экономике региона.

Удержать лучших

Возвращаясь к стратегическому плану, скажем: двигать экономику вперёд планируют в первую очередь за счёт развития человеческого капитала – реализации образовательных, культурных, экологических инициатив. Идея своевременная – так, по данным Волгоградстата, на конец прошлого года демографическая ситуация в регионе была удручающей. На ноябрь 2020-го рождаемость в области по сравнению с 2019-м снизилась на 8,8%, смертность увеличилась на 15,3%. Число умерших превысило число родившихся в два раза, а молодёжь продолжает покидать регион. 

– Отток населения из региона в ближайшие годы будет продолжаться, – считает член регионального штаба ОНФ Эдгар Петросян. – В существующих экономических условиях молодым людям всё сложнее найти себя в нашем регионе, и самые активные из них делают выбор в пользу столицы, где возможностей больше.

Но какие возможности всё же можно развить на месте? В «Стратегии…» делается упор на строительную отрасль, улучшение дорожной инфраструктуры. Ещё одной точкой роста, считают создатели плана, может стать туризм. 

– В нашем регионе есть всё для развития индустрии гостеприимства, – солидарен с разработчиками эксперт индустрии гостеприимства, предприниматель Игорь Дрегваль. – У нас накоплен большой опыт работы с организованными группами туристов. После завершения ЧМ-2018 осталась развитая инфраструктура, позволяющая принять, разместить и накормить гостей. Но чтобы туристический бизнес стал приносить доход в бюджет, нужно использовать современные технологии. Иначе, сколько не тверди как мантру, что область обладает туристическим потенциалом, ничего не изменится. 

Ещё одной точкой роста в «Стратегии…» заявлено развитие бизнеса. 

– Реально ли увеличить число предприятия малого и среднего бизнеса? – задаётся вопросом руководитель центра защиты и развития бизнеса «Дело» Татьяна Шибченко. – Считаю, это возможно, если на уровне Федерации серьёзно, а не для галочки, продумают, что мешает развитию предпринимательства. Работа идёт: так, в нашей области сегодня создан рабочий штаб, куда вошли представители нашей организации, ВолГУ, Совета директоров. Под эгидой облэкономразвития мы готовим предложения, которые будут представлены в Москву. Надеемся, что они будут учтены и на пути бизнеса станет меньше административных барьеров. В свою очередь «Агентство стратегических инициатив» (АСИ) предлагает разработать ряд механизмов пошаговой помощи предпринимателям, которые реализуют значимые проекты, работающие на развитие территорий.

Шибченко убеждена: шанс на воплощение «Стратегии…» есть, и вообще для движения вперёд необходим план. Но важно, по её мнению, чтобы для реализации плана усилия были совместными. 

Как раз солидарности, как считают эксперты,  нашему региону до недавнего времени очень не хватало – потому, возможно, и стратегии особо не работали. Но теперь у нас есть и стабильность, и план, и желание жить лучше. Остаётся воплощать...

Особый взгляд
Публицист и аналитик Елена Шаркова: «Стратегия-2030» – это скорее из области фантастики. На моей памяти подобные стратегии разрабатывались уже несколько раз. Их пышно презентовали, встречали горячими овациями, на этом всё и заканчивалось. Опять же стратегия предполагает, что ей будут следовать не только руководители, но и всё население. А населению сегодня не до развития – людям приходится элементарно выживать».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах