В акватории Волги в Центральном районе Волгограда идет подготовка к подъёму со дна реки бронекатера №31, затонувшего в дни Сталинградской битвы. Судно, принадлежавшее Волжской военной флотилии, считалось «пропавшим» с октября 1942 года. Такая формулировка в то время применялась к боевым экипажам, чья гибель не была подтверждена свидетельскими показаниями, либо в случае, когда обломки техники и останки экипажа были не найдены. Теперь история одного из таких судов приобретает продолжение.
Вернувшийся из песков
История находки недавно обнаруженного бронекатера любопытна. Два года назад один из дайверов-любителей неожиданно наткнулся на глубине нескольких метров на ржавый остов и снял под водой небольшой видеоролик. Позже он попал в соцсети и СМИ, им заинтересовались исследователи истории речного флота на Волге. Вскоре было установлено место на волжском дне, где судно попало в объектив – развилка двух волжских рукавов напротив речного вокзала и Центральной набережной.
Перепроверив все архивные источники, исследователи пришли к выводу, что затонувшее судно принадлежит проекту С-40 типу «БК» (Бронекатер) и находится на волжском дне, вероятнее всего, со времен Сталинградской битвы. По архивным документам, именно на этом участке реки - в воложке Куропатке близ острова Голодный - погибло номерное судно БК-31.
75 лет назад движение на Волге было куда интенсивней. Десятки самых разных судов ежедневно курсировали по акватории: одни эвакуировали раненых на левый берег,другие подвозили пополнение, продовольствие и боеприпасы на передовую, а третьи, как, возможно, и данный бронекатер, выполняли тактические задачи по подавлению огневых точек противника либо прикрывали волжские переправы от обстрела и авианалётов. В те «огненные» дни воды Волги навсегда поглотили сотни судов размером от небольшого катера до огромных барж и пассажирских лайнеров. И далеко не все их них были впоследствии найдены. Так, в 40-х годах БК-31 искали трижды, но все попытки были безуспешны.
«Русло Волги в нижнем течении обладает одной особенностью, - объясняет исследователь истории волжского судоходства Виктор Коваль. – Во многих местах дно сложено подвижными песками. Регулярно образуются новые мели, песчаные наносы. Это осложняет поиск судна, потерпевшего крушение десятилетия назад. Скажем, в районе острова Саралевский – это от Волгограда около 80 км вниз по течению - в дни обороны Сталинграда затонуло около десятка различных судов. Но из-за изменчивости русла их корпуса сейчас погребены под огромным слоем речных наносов.
В случае с бронекатером, как считают исследователи, произошёл обратный процесс – пески, двигаясь, открыли его корпус.
Реликвию поднимут
И сейчас бронекатер, утерянный на 75 лет, готовятся поднять с волжского дна, а впоследствии, возможно, его отреставрируют для музейных целей.

«Мы готовимся к работам по подъему бесценной реликвии Сталинградской битвы, пролежавшей под водой 75 лет, - комментирует директор компании «МонолитСтрой-Холдинг», которая ведёт работы по подъёму, Дмитрий Кабельков. - Плавкраном по контуру затонувшего катера проводится углубление канав в песчаном русле реки, одновременно уточняется состояние судна. Подъём будет произведен 3 ноября. Рядом обнаружена еще цепь затонувших судов, возможно, это баржи. Работы ведутся под патронажем администрации Волгоградской области».
Водолазы установили, что стало причиной гибели бронекатера – он до последней минуты вел бой.
Судно вышло из Сталинграда 9 октября 1942 года. Задачей был эвакуировать награды. Но судно попало под удар вражеской авиации. В броне катера обнаружено множество пулеметных «ран». Сначала экипаж пытался удержать судно на плаву и затыкал многочисленные пробоины. Однако, когда бомба угодила в рубку и моторный отсек, катер пошел ко дну.
Известно, что катер имел экипаж в составе 10 человек. Водолазы сейчас обнаружили останки предположительно четверых человек. Какие-то, возможно, принадлежат капитану. Известно, что его звали Павел Никитин и было ему всего 23 года. В Саратове найдены его родственники, и сейчас планируется провести генетическую экспертизу для установления подлинности останков. Родственников молодого капитана пригласили на подъем судна, который состоится 3 ноября.
Катер узкий, и попасть внутрь водолазы не смогли, так что, возможно, после подъема историков ждет еще много интересных находок.
«Бронекатер лежит на шестиметровой глубине, носом на юго-восток, кормой к речвокзалу, - рассказывает Кабельков. - Башня главного калибра развернута в крайнее правое положение. Имеются серьезные повреждения в результате попадания снарядов в корпус, имеются пробоины от пуль крупнокалиберного пулемета, а так же трещины из-за близких разрывов авиабомб. Повреждения корпуса и надстройки коррозией сравнительно незначительные».
Кому принадлежат все останки, находящиеся в судне, и какова судьба членов экипажа - это предстоит предстоит выяснить после того, как катер поднимут со дна.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть