Примерное время чтения: 5 минут
7868

75 лет под водой. Со дна Волги поднимут бронекатер с останками людей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Нижнее Поволжье №44 01/11/2017
Судно, сохранившееся со времен Сталинградской битвы, обнаружили напротив Центральной набережной Волгограда.
Судно, сохранившееся со времен Сталинградской битвы, обнаружили напротив Центральной набережной Волгограда. / Олеся Ходунова / АиФ

В акватории Волги в Центральном районе Волгограда идет подготовка к подъёму со дна реки бронекатера №31, затонувшего в дни Сталинградской битвы. Судно, принадлежавшее Волжской военной флотилии, считалось «пропавшим» с октября 1942 года. Такая формулировка в то время применялась к боевым экипажам, чья гибель не была подтверждена свидетельскими показаниями,  либо в случае, когда обломки техники и останки экипажа были не найдены. Теперь история одного из таких судов приобретает продолжение.

Вернувшийся из песков

История находки недавно обнаруженного бронекатера любопытна. Два года назад один из дайверов-любителей неожиданно наткнулся на глубине нескольких метров на ржавый остов и снял под водой небольшой видеоролик. Позже он попал в соцсети и СМИ, им заинтересовались исследователи истории речного флота на Волге. Вскоре было установлено место на волжском дне, где судно попало в объектив – развилка двух волжских рукавов напротив речного вокзала и Центральной набережной.

Перепроверив все архивные источники, исследователи пришли к выводу, что затонувшее судно принадлежит проекту С-40 типу «БК» (Бронекатер) и находится на волжском дне, вероятнее всего, со времен Сталинградской битвы. По архивным документам, именно на этом участке реки - в воложке Куропатке близ острова Голодный - погибло номерное судно БК-31.

75 лет назад движение на Волге было куда интенсивней. Десятки самых разных судов ежедневно курсировали по акватории: одни эвакуировали раненых на левый берег,другие подвозили пополнение, продовольствие и боеприпасы на передовую, а третьи, как, возможно, и данный бронекатер, выполняли тактические задачи по подавлению огневых точек противника либо прикрывали волжские переправы от обстрела и авианалётов. В те «огненные» дни воды Волги навсегда поглотили сотни судов размером от небольшого катера до огромных барж и пассажирских лайнеров. И далеко не все их них были впоследствии найдены. Так, в 40-х годах БК-31 искали трижды, но все попытки были безуспешны.

«Русло Волги в нижнем течении обладает одной особенностью, - объясняет исследователь истории волжского судоходства Виктор Коваль. – Во многих местах дно сложено подвижными песками. Регулярно образуются новые мели, песчаные наносы. Это осложняет поиск судна, потерпевшего крушение десятилетия назад. Скажем, в районе острова Саралевский – это от Волгограда около 80 км вниз по течению - в дни обороны Сталинграда затонуло около десятка различных судов. Но из-за изменчивости русла их корпуса сейчас погребены под огромным слоем речных наносов.

В случае с бронекатером, как считают исследователи, произошёл обратный процесс – пески, двигаясь, открыли его корпус.

Реликвию поднимут

И сейчас бронекатер, утерянный на 75 лет, готовятся поднять с волжского дна, а впоследствии, возможно, его отреставрируют для музейных целей.

Специальная техника готова поднять брнекатер со дна Волги. Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

«Мы готовимся к работам по подъему бесценной реликвии Сталинградской битвы, пролежавшей под водой 75 лет, - комментирует директор компании «МонолитСтрой-Холдинг», которая ведёт работы по подъёму, Дмитрий Кабельков. - Плавкраном по контуру затонувшего катера проводится углубление канав в песчаном русле реки, одновременно уточняется состояние судна. Подъём будет произведен 3 ноября. Рядом обнаружена еще цепь затонувших судов, возможно, это баржи. Работы ведутся под патронажем администрации Волгоградской области».

Водолазы установили, что стало причиной гибели бронекатера – он до последней минуты вел бой.

Судно вышло из Сталинграда 9 октября 1942 года. Задачей был эвакуировать награды. Но судно попало под удар вражеской авиации. В броне катера обнаружено множество пулеметных «ран». Сначала экипаж пытался удержать судно на плаву и затыкал многочисленные пробоины. Однако, когда бомба угодила в рубку и моторный отсек, катер пошел ко дну.

Известно, что катер имел экипаж в составе 10 человек. Водолазы сейчас обнаружили останки предположительно четверых человек. Какие-то, возможно, принадлежат капитану. Известно, что его звали Павел Никитин и было ему всего 23 года. В Саратове найдены его родственники, и сейчас планируется провести генетическую экспертизу для установления подлинности останков. Родственников молодого капитана пригласили на подъем судна, который состоится 3 ноября.

Катер узкий,  и попасть внутрь водолазы не смогли, так что, возможно, после подъема историков ждет еще много интересных находок.

«Бронекатер лежит на шестиметровой глубине, носом на юго-восток, кормой к речвокзалу, - рассказывает Кабельков. - Башня главного калибра развернута в крайнее правое положение. Имеются серьезные повреждения в результате попадания снарядов в корпус, имеются пробоины от пуль крупнокалиберного пулемета, а так же трещины из-за близких разрывов авиабомб. Повреждения корпуса и надстройки коррозией сравнительно незначительные».

Кому  принадлежат все останки, находящиеся в судне, и какова судьба членов экипажа - это предстоит предстоит выяснить после того, как катер поднимут со дна.

Справка «АиФ-Волгоград»
Затонувшее судно принадлежит к распространённому в годы войны проекту С-40 - малый артиллерийский корабль. Подобные катера задумывались для патрулирования крупных приграничных рек СССР – Амура, Амударьи, Дуная и т.п. Они строились до войны в Ленинграде, оснащались башней от танка Т-34-76, двумя пулемётами калибра 7,62 мм. Ход обеспечивал бензиновый двигатель «Паккард», мощностью 1200 л.с. Суда имели водоизмещение 26,5 т., длину корпуса чуть более 20 м., ширину около 4 м. Развивали скорость до 15 узлов, - чуть более 30 км в час. Экипаж состоял из 13 человек.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах