Примерное время чтения: 4 минуты
101

Маленькая трагедия и большой бизнес

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ-Нижнее Поволжье 31/03/2010

Когда в мае 2009 года на маленькой речке Сакарке произошла экологическая катастрофа, мы сразу же отправились на место происшествия, чтобы увидеть всё своими глазами.   

А увиденное ужасало. Перед нами текла река, и акватория, и берега которой были полны дохлой рыбы. Мас­штаб трагедии лучше всего отражен в заключении Государственного НИИ озёрного и речного хозяйства. Вот цитата из этого документа: «Об­щая площадь, на которой располагалась погибшая рыба, составила 460 кв. м. Общее количество погибшей рыбы составило 15 311 экз.». Достаточно произвести нехитрый арифметический подсчёт, чтобы понять – на каждый метр акватории пришлось 33 особи – настоящий рыбий Освенцим. 

Далее сказано, что «…концентрация погибшей рыбы на данном участке равнялась её максимальной репродуктивности…».  То есть живности в реке практически не осталось, хотя раньше там водились плотва, лещ, густера, окунь, краснопёрка и линь.

О причинах же катастрофы в отчёте говорится следующее: «Рыба на момент гибели находилась в преднерестовом состоянии и признаков каких-либо заболеваний и травм не имела. Предполагаемая причина гибели – заморная ситуация или острое отравление токсикантами, быстро появившимися в р. Сакарке. …Ведущей причиной является отравление сульфидами, ионами аммония и растворёнными органическими соединениями».

На наш запрос Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура сообщила, что «в ходе проверки было установлено наличие аварийного водовыпуска трубопровода промышленных сточных вод предприятия ОАО «НПГ «Сады Придонья», проложенного в старое русло реки Сакарки. По результатам проведённых проверочных мероприятий и результатам анализов было установлено, что из аварийного водовыпуска предприятием был произведён сброс сточных вод в старое русло реки Сакарки, откуда она попала в действующее русло».

Несмотря на то, что наша статья была написана на осно­ве этого экспертного заключения, в иске против издания компания «НПГ «Сады Придонья» требовала уплатить ей компенсацию «нематериального вреда» – 10 миллионов рублей. В переводе с юридического на русский это означает, что газету обвинили в подрыве репутации производителя соков. И тут, на наш взгляд, заложено большое противоречие.

Казалось бы, компания, весь имидж которой построен на выпуске экологически чистой продукции, должна в лепёшку расшибиться, чтобы выявить настоящих отравителей почвы и воды. Ведь неподалеку от места заражения расположено не только производство, но и знаменитые яблочные сады. А окрестности Сакарки – не какие-нибудь каменные джу­нгли мегаполиса, здесь всё на виду. Однако на наш вопрос, кто же отравил реку, если прокуратура ошиблась, адвокат компании лишь вяло предположил, что это, возможно, пионерский лагерь.

Напомним: на момент гибели рыбы на дворе был май, ни одна смена ещё не открыта. Да и в разгар сезона маловероятно, что отходов пионерской жизнедеятельности хватило бы на целую экологическую катастрофу. Однако установить истину производитель соков поче­му-то не торопится, избрав беспроигрышную тактику «моя хата с краю».

Прошло более десяти месяцев, а ответ на вопрос, кто отравил реку, так и не получен. А ведь найти этот ответ – значит попытаться сохранить здоровье  нашим детям.  Поэтому просим считать эту заметку официальным запросом в природоохранную прокуратуру.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах