В регионе стартовали протестные акции «Город без дорог». Активисты краской обозначили самые глубокие дорожные ямы Волгограда и Волжского.
Почему наши дороги становятся всё хуже, хотя чиновники отчитываются о многомиллиардных вложениях в дорожную отрасль? Что нужно предпринять, чтобы преломить ситуацию? Об этом мы беседуем с активистом организации «Общественная независимая инспекция» Денисом Григорьевым.
Дороги-«подснежники»
- Денис Юрьевич, почему наши дороги чуть ли не самые никудышные в стране?
- Состояние дорог - показатель неэффективности, коррумпированности не только дорожных служб, но и местных властей. Чиновники могут в отчётах рисовать картину благополучия, говорить о миллиардах вложений в ремонт дорог, но волгоградские автолюбители колёсами автомашин ощущают - никаких изменений к лучшему не происходит.
Парадокс в том, что даже те участки автомагистралей, что ремонтируются чуть ли не ежегодно, остаются «убитыми». Один из ярких примеров - улица им. 64-й Армии в Кировском районе. Ремонтно-строительную технику, работающие асфальтоукладчики жители района на этом участке Второй Продольной видят каждый год. Дорога постоянно ремонтируется. Но наступает весна, и магистраль привычно приходит в неприглядный, непроезжий вид. И никаких следов недавнего ремонта!
Спрашивается, зачем дорожникам имитировать ремонт, делать его настолько некачественно? Очевидно - чтобы каждый год брать подряд на ремонт этой трассы, списывать на ветер солидные бюджетные средства.
И таких примеров только в Волгограде - десятки!
- Получается, что заверениям чиновников, что в Волгограде «стало лучше с дорогами», верить нельзя?
- Несмотря на все заверения властей о «прорыве» в плане ремонта магистралей, в неприглядном состоянии сегодня находятся и Третья Продольная, и многие дорожные участки Дзержинского, Кировского, Красноармейского районов. Каждый день из-за ям и ухабов многокилометровые пробки выстраиваются на одних и тех же участках магистралей - у Мамаева кургана, на «Каче», за СХИ, в Кировском районе.
Масштабный псевдоремонт
- Неоднократно власти региона и города утверждали, что некачественно отремонтированные дороги организации-бракоделы восстанавливают за свой счёт…
- Я сильно в этом сомневаюсь. Как юрист я внимательно изучил практику судебных дел в арбитражных судах, где могли бы обнаружиться упоминания о наказаниях «бракоделов». Но никаких признаков подобной административной справедливости не нашёл. Но и это не всё.
Конкурсы на выбор подрядных ремонтных организаций по-прежнему непрозрачны и неэффективны. Их подчас выигрывают организации, которые не обладают производственной базой, необходимыми для качественного ремонта ресурсами.
На моих глазах пару лет назад одну из основных магистралей юга города - проспект Столетова - ремонтировали какие-то люди восточного вида, едва говорившие по-русски. Технология «ремонта» была настолько ужасающей, что дорогу можно было бы переделывать сразу же после этого псевдоремонта. Специально спрашивал у бригадира «ремонтников»: «Что вы творите?! Ведь вы зарываете бюджетные деньги в асфальт!». Он вначале со мной согласился, посетовал, что у них нет техники, нет специалистов, мол, их «наняла» поработать на объекте фирма, выигравшая подряд. Что интересно, как только я включил видео- и аудиозапись, этот дорожный начальник от всех своих слов открестился, мол, он случайный прохожий, мимо шёл.
Это я к тому, что система управления дорожной отраслью, построенная на непрозрачных, неэффективных конкурсах, слишком коррумпирована. Отсюда и плачевный результат - разбитые дороги или полное отсутствие таковых…
- Власть долгое время себе в заслугу ставила восстановление многих внутридворовых проездов, которыми город не занимался десятилетиями.
- Если вы имеете в виду широко разрекламированный проект по ремонту волгоградских дворов под патронажем «Единой России», то к теме городских магистралей эти ремонты имеют весьма отдалённое отношение.
Состояние внутридворовых проездов - сфера юридической ответственности исключительно управляющих компаний, занятых содержанием помимо многоквартирного жилого фонда прилегающих к дому территорий.
Получается, что колоссальную – на миллиард с лишним рублей - помощь получили именно управляющие коммунальные компании. Основные же городские магистрали как ремонтировались, так и ремонтируются по принципу «тяп-ляп».
Губернатор на асфальте
- Постоянно мы слышим о миллиардах рублей, которые якобы вкладываются в ремонт улично-дорожной сети. И это только по Волгограду. Где же результат?
- Недавно мы сопоставили комментарии в различных СМИ одного и того же волгоградского чиновника, отвечающего за дорожную отрасль. В первом случае чиновник сообщил, что у города нет возможностей освоить все поступающие на дорожный ремонт средства, часть денег даже приходится возвращать в вышестоящий бюджет неосвоенными. А буквально через несколько дней он же вещал уже «о критическом дефиците средств на дорожный ремонт»! Где правда?
Может, пора в открытую признать, что ведущие муниципальные дорожные фирмы, в первую очередь «ДРСУ-1», приказали долго жить именно по вине властей? Разве в той же Белгородской области, где дороги настолько идеальны, что любое западноевропейское государство позавидует, иной климат, другие специалисты, другие дорожные технологии, другие законы, нежели у нас? Очевидно, что там всего лишь другая система и уровень управления дорожной отраслью - на порядок эффективнее нашего.
- Что делать, чтобы изменить ситуацию?
- В первую очередь властным чиновникам пора прекратить «пиарить» тему дорог, вернее себя на фоне этой темы, а начать реально работать. Можно 24 часа в сутки, как недавние наши мэр и губернатор, не сходить с экранов местных телеканалов, демонстрируя готовность дневать и ночевать на дороге, контролируя чуть ли не каждого работника за рулём асфальтоукладчика, каждого человека с лопатой. Но дороги от этого, уверяю вас, лучше не станут.
«Ночующие» на улицах среди дорожных ремонтных работ мэры и губернаторы - верх глупости. Это показатель как раз того, что система не работает и сам глава города и его подчинённые заняты не своим делом.
Опыт таких регионов, как те же Белгород, Воронеж, Ростов, показывает - там, где власть реально заботится о благополучии и безопасности граждан, планомерно решает дорожные проблемы, чиновникам не приходится постоянно назойливо лезть в телевизор.