В Волгоград в самый разгар бабьего лета приехали два панорамомобиля Яндекса. Корреспонденты «АиФ-Волгоград» провели день с экипажем одного из автомобилей. Сергей и Антон – сотрудники партнера поисковика компании Neq4 - показали, как создаются панорамы для Яндекс. Карт. Что больше всего удивило авторов виртуальных прогулок в Волгограде, и кто попал в кадр, читайте в репортаже «АиФ-Волгоград».
С камерой по городу
Мы едем по центру Волгограда на машине с символикой Яндекса и большой камерой, закрепленной на крыше. Это причудливое устройство – фотоаппарат с четырьмя объективами, который делает панорамную съемку местности. Сергей и Антон работают как штурман и пилот на гонках: один ведет машину, другой по ноутбуку следит за маршрутом, подсказывает нужные повороты. Правда, скорость езды далеко не гоночная – не больше 60 километров в час, иначе снимки получаются некачественными.
Маршрут съемок города проложен заранее. В него включены основные улицы, новостройки и места, привлекательные для туристов. Камера снимает автоматически через каждые 20-50 метров. Штурман Антон вмешивается только тогда, когда нужно точно «попасть» в поворот – для удобства сервиса каждый перекресток необходимо сфотографировать четко посередине.
Для каждого панорамного снимка указываются координаты и направление съемки. Машина оснащена GPS. Это необходимо для того, чтобы впоследствии специально обученные люди могли «склеить» все снимки, привязать их к конкретной местности и дать возможность пользователям панорам на Яндекс. Картах виртуально прогуляться по городу.
Хорошие дороги и культурные водители
«Красивый у вас город, и дороги хорошие», - говорит Антон. Мы решили, что ребята уже запутались в городах и говорят точно не о Волгограде. Но они настаивали на своем. И им можно верить, ведь на панорамомобиле Сергей и Антон исколесили почти всю Россию и даже чуть-чуть заграницы.
«Может, вы просто не заезжали туда, где в Волгограде плохие дороги?», - спрашиваем с робкой надеждой сохранить пальму первенства разбитых улиц за родным городом. В ответ Антон показывает на карте маршрут, по которому они уже проехали – в него вошли и те дороги, которые больше всего ругают волгоградские водители.
«Есть города, где дороги вообще «убитые», к тому же встречаются очень недружелюбные водители, ни за что не пропустят, - продолжают ребята. - А вот уровень вежливости волгоградских водителей можно сравнить с питерским, здесь все очень культурно».
Солнечно и сухо
Работа Сергея и Антона – это сплошные путешествия. Они даже не считают, сколько городов уже успели изъездить и переснимать вдоль и поперек. До каждого пункта назначения они добираются на все том же панорамомобиле. Квартиру или гостиницу ищут себе сами. Съемки могут занять от нескольких дней, до нескольких недель – многое при этом зависит от погоды.
«Лучше всего снимать, когда солнечно, - поясняет Сергей. - В дождь мы на съемки не выезжаем – камера очень быстро становится грязной, замучаешься протирать».
В Волгограде Сергею и Антону с погодой повезло – самый разгар бабьего лета, тепло, светит солнце. Мы подъезжаем к Мамаеву кургану. Здесь начинается пеший маршрут – там, где нельзя проехать на машине, съемки ведутся вручную.
На парковке Антон лихо запрыгивает на крышу машины и начинает скручивать большую камеру. Ее ребята называют «головой змеи», а провод, идущий от камеры в салон автомобиля к клубку из проводов и техники, это сама «змея».
«Камеру снимаем каждый раз, когда отходим от автомобиля, - говорит Антон. – Но чаще всего ходим по одному, чтобы кто-то обязательно оставался сторожить технику».
На крышу Антону приходится забираться часто. Иногда он делает это даже в пробках, чтобы протереть объективы.
Что попало в кадр
Сергей ставит камеру на штатив у подножия Мамаева кургана. Через каждые 20 шагов ему надо сделать 7 снимков. В этом время Антон и мы стоим за спиной Сергея, чтобы не попасть в кадр. При каждом повороте камеры приходится бегать по кругу. Такая карусель привлекает внимание окружающих.
«Знаете, иногда очень хочется повесить на себя табличку: «Да, я снимаю панорамы для Яндекса. Да, вы попали в кадр», - говорит Сергей. - А на машину: «Я умею нормально водить, но езжу так странно, чтобы снимки получались хорошими».
«Москвичи, когда видят камеру на крыше нашего автомобиля, спрашивают: «А вы пробки снимаете?». В Волгограде спрашивали: «А вы уровень радиации замеряете?», - рассказывает Антон. – Сегодня к нам подошли две женщины и спросили, сколько стоит сфотографироваться. Мы объяснили, что можно попасть в кадр бесплатно, они так обрадовались, позировать начали».
Ребята и сами попадают в кадр, иногда специально, а иногда случайно. Мы тоже не устояли перед соблазном попасть в историю – сфотографировались на фоне скульптуры «Родина-мать зовет», а потом несколько раз случайно влезли в кадр, когда не успевали скрыться за спиной Сергея.
На Мамаевом кургане сейчас полным ходом идет реконструкция. Зал воинской славы закрыт, пост роты почетного караула перенесли поближе к храму Всех Святых. Пока Сергей снимал панорамы, солдаты, как и положено, стояли смирно. В какой-то момент один из них начал тихонько постукивать по своему ружью. На этот сигнал пришел другой военный. Он остановился перед солдатом, стоящим на посту, несколько секунд смотрел на него, а затем снял с караульного головной убор и вплотную поднес к его лицу. Стоящий на посту начал кашлять в свою фуражку. Все это попало в кадр. Теперь, во время виртуальной прогулки по Мамаеву кургану, возможно, пользователи увидят, как кашляют солдаты из роты почетного караула.
«Иногда в кадр попадают забавные вещи. Случается даже, что панорамомобиль Яндекса снимает Google-мобиль, - говорит Антон. – Но самые веселые вещи появляются при склейке».
По словам ребят, когда их снимки начинают вручную склеивать в панорамы, могут появляться странные кадры: автобус на двух колесах, братья-близнецы, которых не существует. Такие забавные казусы происходят при съемке, когда одни объект появляется на нескольких кадрах панорамы.
Колюжа и волгоградские котлеты по-киевски
Сергей и Антон путешествуют по разным городам с весны и до конца осени. Зимой съемки не ведутся, и в это время ребята обычно возвращаются в свои родные города. Антон из Новокузнецка, Сергей с западной Украины. Работа в интернациональной команде имеет свои особенности.
«Один из наших экипажей, в котором тоже один парень русский, а другой - украинец, рассказывали, как снимали улицы Киева, - улыбаясь, говорит Сергей. - Едут они по дороге, и украинец, глядя вперед, начинает истошно кричать: «Колюжа, колюжа!». Водитель спрашивает: «Что происходит? Какая колюжа?». «Колюжа, колюжа!» - продолжает украинец. Водитель все так же едет дальше и въезжает в огромную лужу, вся камера в грязи, надо лезть протирать. Украинец сокрушается: «Я же тебе говорил, что впереди колюжа».
Ребятам очень понравился традиционный волгоградский фаст-фуд – котлеты по-киевски. Они съели их по 3 разом и всерьез подумывают открыть собственный котлетный бизнес.
«Странно, почему в Киеве в каждом ларьке не продают такие котлеты», - удивился Сергей.
P.S.: В Волгограде два панорамомобиля гостили почти неделю. Все снимки ребята уже передали на склейку. Так что, если в октябре вы гуляли по Волгограду, то ищите себя на панорамах Яндекс.Карт.