Есть на карте Волгограда географическая точка, напрямую связанная с бурной историей становления отечественной авиации. На старых картах это плоское поле, поросшее степной травой, между станцией М. Горького и посёлком Песчанка в Советском районе значится как аэродром Воропоново. Что о нём известно?
Аэропланы прибыли на пароходе
У первого в истории Царицына-Сталинграда аэродрома богатейшая история, которую самое время вспомнить в этот год, когда отмечается столетие гражданской авиации в России.
– Здесь, с этого неприметного на вид грунтового аэродрома во время обороны Царицына и Сталинграда взлетали самолёты Красной армии, – говорит заместитель президента Объединённой федерации сверхлёгкой авиации (ОФСЛА) по применению СЛА в экономике Алексей Кобызев. – Именно здесь базировались, совершали регулярные рейсы самолёты гражданской авиации. До 1952 года в этом месте находился Сталинградский аэропорт. На аэродроме Воропоново с 1925 года самолёты начали выполнять авиационно-химические работы по борьбе с саранчой, малярийным комаром и вредителями сельхозкультур, что в дальнейшем стало основой сельскохозяйственной авиации и важнейшим фактором обеспечения продовольственной безопасности России.
А первый полёт в небе над Царицыном 6 сентября 1911 года совершил русский лётчик Александр Васильев на аэроплане «Блерио-XI». Он взлетел с Никольской площади (сейчас это площадь Ленина), совершил два круга над городом и благополучно приземлился в точке старта.
По словам эксперта, история местных авиаперелётов получила продолжение в первые годы советской власти. В 1923 г. жителями Царицына были собраны средства на покупку двух отремонтированных на авиазаводе № 21 в Нижнем Новгороде аэропланов «Фарман-30». На пароходе аэропланы были доставлены в Царицын.
Один из них назвали «Красный Царицын», а другой – «Красный пахарь». 19 августа 1923 г. можно считать днём рождения авиации в Царицыне. В этот день состоялись заседание Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) и митинг на аэродроме. На самолёте «Красный Царицын» состоялся агитперелёт по маршруту Царицын – Ленинск, а на самолёте «Красный пахарь» – по маршруту Царицын – Дубовка со сбросом агитационных листовок.
В сентябре 1924 года заработала авиалиния Москва – Астрахань – Москва, с посадками в Казани, Саратове и Царицыне. Трасса обслуживалась гидросамолётами системы «Юнкерс», принадлежавшими акционерному обществу «Добролёт».
Все на борьбу с саранчой
– В эти же годы стала стремительно зарождаться и сельхозавиация, – отмечает авиаэксперт, руководитель одного из региональных предприятий Сергей Генералов. – В начале второй половины 1920-х годов луга и хлебные нивы Царицынского уезда всё чаще и чаще подвергались нашествиям саранчи, для борьбы с которой в 1925-1926 годах были проведены первые опытные авиационно-химические работы самолетами «Конёк-Горбунок» (заводское наименование «У-8», «Хиони-5»).
В 1931 г. на полях Николаевского района Сталинградской области для борьбы с вредителями агрокультур впервые в региональной практике была произведена обработка полей с помощью отечественного самолёта «У-2» («У-2АП»).
Летом 1931 года площадка будущего аэродрома вблизи станции Воропоново (ныне станция Максима Горького. – Авт.) была расширена с расчётом на приём тяжёлых транспортных самолётов. Вскоре состоялось открытие авиалинии Москва – Сталинград – Элиста. Рейсы выполнялись на самолётах «К-5» экипажами Московского управления Гражданского воздушного флота (ГВФ).
Параллельно аэродром Воропоново принял на себя и функцию головного базирования местной сельхозавиации. В связи с необходимостью увеличения авиаспецработ, 10 февраля 1933 года была образована Сталинградская авиагруппа треста «Сельхозавиация».
В 1935 году Сталинградская авиагруппа из Воропонова перешла в подчинение Московскому управлению гражданской авиации. Стала появляться новая техника: трёхместные «ПО-2» (пилот и два пассажира), «У-2СП», отличавшиеся от обычных третьей кабиной (СП – специального применения), санитарные «С-1» и «С-2» – те же «У-2», но с закрытой кабиной и носилками, и четырёхместные пассажирские самолёты «ПР-5», выпускавшиеся на базе самолёта-разведчика «Р-5».
В 1936 году Московское управление гражданской авиации открыло полёты на самолётах «Сталь» по маршруту Москва – Воронеж – Сталинград – Астрахань с обслуживанием самолётов в Сталинградском аэропорту.
В 1937 году начались грузовые полёты Москва – Сталинград на четырёхмоторных самолётах «Г-2». А уже в 1938 году из Москвы через Сталинград открылись почтово-пассажирские линии в Баку и Ашхабад. Полеты выполнялись на самолётах «ПС-40», «ПС-84» и «ПС-89».
К 1940 году самолёты Сталинградского авиаотряда выполняли почтово-пассажирские рейсы в Элисту, Урюпинск, Камышин, Николаевск, Серафимович и другие населённые пункты области. Санитарные и сельскохозяйственные самолёты обслуживали, кроме Сталинградской, Астраханскую область и Калмыцкую АССР. Быстро возрастал объём перевозок.
В предвоенном году на транзитных самолётах аэропорт отправил свыше 3 тыс. пассажиров. За короткий срок образовалось крупное авиапредприятие, имеющее аэровокзал, ангар для обслуживания самолётов, водопровод, мастерскую для ремонта авиамоторов и до 50 самолётов «ПО-2», «СП», «Я-6», «ПР-5».
В небе над Сталинградом
С первых дней войны большинство лётчиков Сталинградского авиаотряда были призваны в боевые авиаполки, аэродром Воропоново тоже становится военным. С начала 1942 года на нём базируются истребительные авиационные полки.
В августе 1942 г., с приближением линии фронта, станция и аэродром начали регулярно подвергаться налётам немецких бомбардировщиков.
Аэродром и станция Воропоново были захвачены войсками немецкой 4-й танковой армии в первых числах сентября 1942 года. С этого времени уже немцы стали использовать аэродром в своих целях. Изгнание немецко-фашистских захватчиков с этой земли завершилось, согласно историческим свидетельствам, к концу января 1943 года.
Посёлок, станция и аэродром в результате боёв были почти полностью разрушены. 27 февраля 1943 года в аэропорту Воропоново начались восстановительные работы, и уже летом того же 1943 года прибыли самолёты и лётно-технический состав, начались почтово-пассажирские перевозки на самолётах «ПС-84». К 1950 году были восстановлены все довоенные авиалинии.
В 1952 году было принято решение перевести аэропорт на аэродром Гумрак, а аэропорт Воропоново прекратил приём самолётов союзных авиалиний. Окончательно аэропорт был закрыт в 1974 году.
Всё только начинается!
Дальнейшее развитие авиаплощадка Воропоново получила в 2000-е годы благодаря энтузиастам и специалистам сверхлёгкой авиации, по достоинству оценившим потенциал старейшего аэродрома региона. Здесь проводились кубки и чемпионаты России, фестивали сверхлёгкой авиации.
Спортсмены-дельтапланеристы заложили основу практического применения сверхлёгкой авиации в агропроизводстве региона, которое уже 20 лет позволяет аграриям успешно бороться с сорняками, вредителями и болезнями растений, проводить всевозможные авиаработы на посевах и в лесных массивах.
В 2004 году в районе посадочной площадки Воропоново был создан Центр малой авиации. В наши дни на базе Центра осуществляется разработка, изготовление, обслуживание и эксплуатация авиационной техники сельскохозяйственного назначения.
– Изготовленные нашими специалистами иллюстрированные стенды с подробной историей аэродрома Воропоново мы разместили в общеобразовательной школе посёлка Песчанка, – отмечает Сергей Генералов. – Это своего рода мини-музей нашего авиацентра, ориентированный на знакомство с его прошлым, настоящим и будущим.
Факт
Один из самых массовых самолётов в мире, которые долгое время применялся и местными лётчиками – знаменитый «У-2» («По-2»). Строился серийно до 1953 года, всего было построено 33 тыс. машин.
Ирония судьбы заключается в том, что разработчика воздушного судна Николая Поликарпова многие годы называли «королём истребителей». Однако единственной машиной, носящей его имя, стал самолёт, прозванный в народе «небесным тихоходом».