Ещё пара месяцев, и для старшеклассников наступит время «Ч» – пора экзаменов. Готовиться к ним надо не только накапливая знания, но и настраиваясь психологически. Советы экспертов узнал «АиФ»-НП».
Успокойтесь сами
Источником повышенной тревожности перед экзаменом чаще всего выступают… учителя и родители. Первым важен хороший результат учеников – от него зависит рейтинг школы и самого учителя, вторые просто волнуются сильнее самого выпускника. В итоге и те, и другие уже с пятого класса твердят детям, что успешная сдача ЕГЭ – главный смысл и венец их обучения. В итоге ребёнок начинает думать: если не сдам, то мир рухнет.
– Психологическая и физическая нагрузка в виде десятка репетиторов по всем предметам и нагнетания обстановки порождает у ученика жуткий стресс, – считает председатель Волгоградского отделения Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии Екатерина Козлова. – Ниоткуда появляются различные симптомы и болезни: невротические – фобии, страхи, плохой сон, тики, навязчивые идеи, срывы, плаксивость, депрессивность; психосоматические – простуды, головные боли, боли в животе, расстройство ЖКТ, тошнота, рвота и др.
Есть дети, которые впадают в другую крайность: протестуя против паники, отстаивая свою свободу, они совсем не готовятся к экзаменам, халатно относятся к учёбе. «Это нужно моим родителям, а не мне», – говорят они.
На самом деле фатальность экзаменов сильно преувеличена. Хотя бы потому, что их можно пересдать, причём не один раз.
– Больше всего боятся ЕГЭ в 11-м классе, но надо понимать, что к нему приходит определённый контингент детей, более подготовленных, успешных и уверенных в себе, – говорит заведующая психологической лабораторией Волгоградской областной детской психиатрической больницы Елена Михайленко. – Они уже сдали ОГЭ, который фактически был генеральной репетицией ЕГЭ, им легче.
Важно, считают психологи, научить ребёнка понимать себя, свои сильные и слабые стороны, развить навыки самоорганизации и самодисциплины, возложить на него ответственность за учёбу. Для этого уже в начальной школе постепенно снижайте объём родительской помощи, давайте подсказки для организации учёбы и отдыха, научите планировать, познакомьте с основами тайм-менеджмента.
Но особенно важно помочь подростку организоваться в выпускной год: обсудить, как он сможет себе помочь, в том числе успокоиться в наплыве контрольных, тестов, пробных экзаменов, чтобы не допустить эмоционального истощения.
Ещё полезный навык – научить ребёнка максимально спокойно реагировать на замечания педагогов «Ты не сдашь», «Ты не потянешь». Напротив, родители должны дать понять старшекласснику: мы верим в тебя, ты справишься, но мы примем любой исход экзамена. Независимо от результата, мы будем любить тебя и всегда готовы помочь.
Снижайте уникальность ситуации с экзаменами. Все люди проходят это испытание, этот не первый и не последний раз, а просто очередной ответственный момент в жизни подростка. Тогда он понимает, что его жизнь течёт в привычном русле, а не вышла из берегов.
Заранее создавайте вариативность: в беседе с ребёнком проговаривайте, какие результаты он хотел бы получить, что будет, если результат его не устроит? Важно обсудить абсолютно все варианты. Хотя процент заваливших ЕГЭ мизерный, и экзамен всегда можно пересдать, но будьте готовы к любой ситуации. Ребёнок может заболеть, растеряться, разволноваться, что-то технически может пойти не так. Пусть он знает: его жизнь не закончится, и он просто будет заниматься с репетиторами или пойдёт поработает.
Операция «Концентрация»
Важно и поведение в недели экзаменов. Психологи настаивают: надо выбрать приоритетное направление в учёбе, куда будут брошены все силы ребёнка, и не распыляться на остальное.
Стоит правильно организовывать работу и отдых: чередовать умственную и лёгкую физическую нагрузку (пройтись, сделать зарядку), найти способы восполнения внутренних ресурсов (творчество, прогулки, общение с друзьями, активные игры). А вот ежедневные поручения и домашние обязанности сведите к минимуму – особенно это касается сельских детей.
Простые способы снять напряжение тоже не повредят – научите этому сына или дочь. И сами не вторгайтесь в учебный процесс, «отпустите поводья», в родительских группах и чатах не нагнетайте обстановку. Подбадривайте, успокаивайте, говорите слова поддержки.
И наконец, один из родителей, а лучше оба, должны проводить ребёнка на экзамен и обязательно встретить. Таким образом они транслируют ему: мы с тобой, мы делимся своей энергией, ты справишься.
– Сильно эмоциональные девчонки выбегают с экзамена, падают на руки к маме и заливаются слезами – не оттого, что не справились, а просто от переживания и напряжения, – делится Елена Михайленко. – А после экзамена ребёнок пойдёт не с тяжёлым сердцем неизвестно куда, а с мамой и папой – обедать, возможно даже праздновать. Вы даёте понять: «Это такое же важное событие в нашей жизни, как и в твоей». В этом состоит основная профилактика суицидального поведения подростков, а также закладываются добрые традиции будущей семьи вашего ребёнка.
Главные факторы стресса
- Давящее на ребёнка чувство ответственности перед самим собой, обществом, семьёй, школой.
- Жёсткий соревновательный механизм, созданный в школе, который сильно дезориентирует ребёнка: у кого рейтинг и баллы выше и т. д.
- Сравнение с другими детьми, а не с самим собой. Сильные духом дети не поддаются на такие провокации, но тревожные и слишком ответственные могут волноваться.