Примерное время чтения: 6 минут
419

Школа, где живёт добро. Как создают образовательную среду для особых детей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Нижнее Поволжье №43 26/10/2022
Каждый из 231 воспитанника школы-интерната может выбрать занятие по душе.
Каждый из 231 воспитанника школы-интерната может выбрать занятие по душе. Волгоградская школа-интернат №5

«Доброшкола» – так называют образовательные пространства нового типа. Это целый современный мир для особых детей, где у них есть всё необходимое для  роста и развития. Как устроены такие школы в Волгоградской области?

Выбирай на вкус

Такой студии ремёсел может позавидовать и обычная школа: гончарная и полиграфическая мастерские, лаборатории, где можно заниматься цветоводством и штукатурно-малярным делом, кабинет робототехники…  Всё это оснащено самым современным оборудованием и материалами.

Такая студия действует в школе-интернате № 5 Красноармейского района Волгограда с нового учебного года в рамках федеральной программы «Доброшкола», которая реализуется для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

На попечении педагогического состава здесь находится 231 ребёнок. Среди них есть дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Это заболевание – основная специализация образовательного учреждения.

«И педагоги, и дети уже осваиваются на новых площадках, заполненных такими интересными новинками. Заметили, что робототехника особенно нравится мальчикам, а девочкам пришлась по душе лаборатория по цветоводству. Наблюдаем, где воспитанники любят проводить больше времени, чтобы в дальнейшем понять, что развивать. Конечно, к таким ребятам нужен индивидуальный подход, с учётом их особенностей. Но необучаемых детей нет, особенно если в помощь мы получаем современные методическое наработки и оснащение», – говорит директор учреждения Татьяна Калинина.

Осваивают здесь и методические разработки по своему образовательному профилю. Заключено соглашение с федеральным ресурсным центром о прохождении педагогами обучающих семинаров.

Театр в цифре

Так, в кабинете дополнительного образования сделали акцент на играх по правилам дорожного движения, а театр работает на цифровой панели. Её в интернате купили после победы в одном из конкурсов, который проводит Волгоградский нефтеперерабатывающий завод. И она очень помогает детям и педагогам. 

Юные артисты даже принимали участие в одном из театральных фестивалей в Москве. Сократить расстояния и показать таланты как раз и помогли цифровые технологии.

Важный момент – по федеральной программе школа-интернат получила оборудования почти на 8 млн руб. А ещё более 12 млн руб. к ним добавили из областной казны – на ремонт. Благодаря этому новое оборудование, пришедшее по программе «Доброшкола», установили ещё и в отремонтированных помещениях.

Внимание развитию такого направления, как штукатурно-малярное дело, в школе-интернате № 5 уделили не случайно. Воспитанники учреждения заявляли о себе на конкурсах «Абилимпикс» (состязание по профессиональному мастерству среди людей с ОВЗ. – Ред.). Призовые места завоёвывали Сабина Гусамова, Милена Афонина.Сейчас Сабина уже окончила техникум кадровых ресурсов в Волгограде, а Милена – студентка этого техникума. Здесь есть группы коррекционной направленности, и школы-интернаты региона с техникумом активно сотрудничают.

В новых мастерских с этого учебного года с удовольствием занимаются и воспитанники школы-интерната № 2 – это 355 детей. Швейное и гончарное дело, строительство и сельское хозяйство, обслуживание зданий — выбрать есть из чего. Для ребят действует кабинет социально-бытовой ориентировки. 

Помогут всем

Работа «Доброшкол» в Волгоградской области выстроена так, чтобы без внимания не оставался ни один ребёнок с теми или иными проблемами здоровья. Например, школа-интернат № 5 является ресурсным центром по комплексному сопровождения детей с РАС. В действующем центре психологического сопровождения детей готовы оказать специализированную помощь не только воспитанникам интерната, но и всем, кто в ней нуждается. 

А 23 ноября в этом учреждении проведут встречу методобъединения педагогов-психологов муниципальных и государственных школ Волгограда. 

Такую же встречу, только для логопедов Волгограда, проводит школа-интернат № 6 Волгограда. Здесь на оборудовании и по программе «Доброшкола» работают с прошлого года, используют все 445 единиц  для педагогов-дефектологов и профориентации подростков. Модернизированы и оснащены 12 классов: кабинеты логопедов, тифлопедагога, психолога, мастерские и фотовидеостудия.

«Благодаря проекту «Современная школа» нацпроекта «Образование» мы открыли новые направления допобразования: это декоративно-прикладное искусство, мастерская робототехники, фотовидеостудия и зона анимации. Закупили совершенно новые продукты, которые позволят нашим педагогам давать детям более качественное образование, проводить занятия интереснее и, конечно, помогать социализироваться детям с ОВЗ», – рассказала директор ГКОУ «Волгоградская ОШИ № 6» Наталья Мещерякова.

Для кабинета психолога учреждение получило специальные профориентационные тесты. Есть портативный дисплей Брайля, тактильная и ультратонкая световая панель, с помощью которой незрячий ребёнок читает на ощупь. Есть световой стол с песком, а в  кабинете логоритмики появился интерактивный пол.

«С его помощью мы учим цветовосприятию, ориентировке в пространстве и даже умению дружить, помогать. И конечно, занимаемся коррекцией речи», – объяснила специалист образовательного учреждения для детей с нарушением речи и зрения Наталья Исаева

Новые образовательные  пространства несут в себе главное – в атмосфере добра и участия учат ребёнка чувствовать себя уверенно в современном мире. А заодно дают ему путёвку в жизнь, где он сможет жить самостоятельно и мало чем отличаться от других.

Официально

«Доброшколы» – продукт большой и длительной работы, проделанной в Волгоградской области. 

Вопросы улучшения материально-технической базы коррекционных учреждений и создания современной образовательной среды для школьников с ОВЗ и инвалидностью были рассмотрены на встречах главы региона Андрея Бочарова с родительской общественностью ещё несколько лет назад. Тогда родители заострили внимание на том, что при должном внимании и грамотном подходе дети с особенностями не будут чувствовать себя изгоями.

В результате в 2020 г. в рамках нацпроекта «Образование» волгоградские школы-интернаты № 3 и № 4 оснастили всем необходимым. В 2021 г. в программу попала школа-интернат № 6, в 2022 г. модернизация коснулась школ-интернатов № 2 и № 5. А в целом до 2024 г. этот процесс охватит 13 учреждений области, в которых учатся ребята с ОВЗ. 


Комментарии

Директор школы-интерната № 6 Наталья Мещерякова: «В человеке взаимосвязано даже то, что не кажется очевидным на первый взгляд. Думать, что детям с особенностями уже ничего не поможет – глубокое заблуждение. В современной образовательной среде в сопровождении грамотных педагогов такой ребёнок вполне может быть успешным. Речь помогает развивать даже робототехника при грамотном подходе. Нашим детям, например, очень пришлась по душе изостудия. Её красочное яркое пространство тоже помогает развивать в детях не только художественное начало, но и речь». 

Председатель комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области Лариса Савина: «Мы всегда усиливаем федеральные проекты региональными. Наши образовательные учреждения активно участвуют в грантовой работе вместе с Фондом поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и шаг за шагом обновляются. Радует, что сейчас они не уступают образовательным учреждениям-новостройкам и что семья «Доброшкол» в Волгоградской области регулярно пополняется новыми образовательными пространствами.  Важно, чтобы дети учились в современных условиях. Мы развиваем и инклюзивное образование, чтобы ребята могли учиться рядом с домом, уделяем большое внимание специальным учебным заведениям, работающим только по адаптированным программам, и поэтому современные условия для обучения очень важны». 

 

Публикация подготовлена в рамках проекта «Дело молодых»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах