Скоро в Волгограде откроются две площадки дополнительного образования - «Кванториумы». Это не просто кружки, а целые детские технопарки, где будут развивать мышление будущего.
Новый тип мышления
В областном комитете образования, науки и молодёжной политики пояснили, что в регионе реализуется несколько направлений по развитию детского инновационного технического творчества. Получить знания технической направленности можно в 59 организациях, включая три профильных: Волгоградская областная станция детско-юношеского туризма, центр детского технического творчества Советского района и станция юных техников Красноармейского района Волгограда.
Для высшей школы в прошлом году стартовала программа «Я - профессионал», это проектная олимпиада для студентов. И у нашей области прекрасные результаты: два золотых и два бронзовых медалиста.
Для ребят, обучающихся в среднеспециальных учебных заведениях, есть турнир «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Национальный чемпионат 2018 года прошёл в Южно-Сахалинске, где 12 представителей Волгоградской области заняли лидирующие места в своих компетенциях.
Что же касается детей, то развивается проект «От винта!», где ребята представляют свои инженерные разработки. Была создана сеть центров молодёжного инновационного творчества при вузах Волгограда, а в этом году открываются два технопарка. Один «КванториумПОЛИТЕХ» на базе ГДЮЦа, а второй - на площадке Приволжской детской железной дороги. Реализация проекта создания «Кванториумов» в регионе ведётся в соответствии с постановлением администрации области. Организатором этого процесса выступает комитет образования, науки и молодёжной политики.
Цели ставятся глобальные - подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, внедрение инновационных идей, авторами которых будут дети (!). Речь идёт о формировании нового типа мышления специалиста завтрашнего дня.
Четыре «К»
«Кванториум» Приволжской детской железной дороги, - это целый этаж, оснащённый высокотехнологичным оборудованием. Название объясняется тем, что направления, по которым занимаются дети, называются «квантум». Они могут быть разные. В данном проекте это IT + ГеоКВАНТУМ, VR/AR + Промышленный дизайн, АВТО + ЭнерджиКВАНТУМ, ХайтекЦЕХ.
«Наша площадка рассчитана на 200 детей, - говорит руководитель проекта Денис Харькин. - Квантумы у нас совмещённые. Например, модуль VR/AR + Промышленный дизайн. Последний - это всё, что нас окружает: форма фотоаппарата, ручки двери, телефона и т.д. Специалисты промышленного дизайна - очень востребованная специальность и, к сожалению, в нашей стране пока слабо развита. Сейчас Россия выходит на новый уровень производства, и такие специалисты будут нужны. VR/AR - это дополненная виртуальная реальность. Совмещаются два квантума гармонично. Например, есть задача создать дизайн автомобиля. Раньше их рисовали, затем лепили из глины, делали макеты… С виртуальной реальностью всё гораздо проще. Вы можете нарисовать дизайн в виртуале, войти в неё, походить вокруг этой машины, если не понравилось, то что-то усовершенствовать».
В «Кванториуме» будет несколько шлемов виртуальной реальности (надеваешь его и погружаешься в трёхмерный цифровой мир), манипуляторов к ним, десятки виртуальных очков, производственный принтер, 12 компьютерных графических станций, 3D-сканер, который может сканировать предмет и передать на 3D-принтер.
«Звучит глобально, на самом деле, главная цель не обучить ребенка промышленному дизайну или другому направлению, главное, чтобы он освоил четыре компетенции, четыре «К»: коммуникабельность, креативность, критическое мышление, командообразование, - продолжает Денис Харькин. - Какими путями он к ним придёт, через Хайтек, Энерджи или Промышленный дизайн, не важно. Задача «Кванториума» - научить детей учиться».
Генератор идей
Занятия два раза в неделю. Главное условие - работа в команде, которая будет выполнять один общий проект. Придумать его и исполнить должны сами дети.
Причём в команде могут быть дети от 5-го до 11-го класса. Это важный момент. Проблема коммуникации, когда у молодого начальника или узкого специалиста в подчинении оказываются возрастные сотрудники, стоит остро уже сейчас, а в будущем, с появлением новых инженерных специальностей, только возрастёт.
В каждой группе из 10 человек будет свой модератор. Он не будет читать команде лекции или говорить, что им надо сделать. Он даже не смеет утверждать, что доска - чёрная, пусть сами это докажут. Задача у модератора - не ставить рамки, ограничивающие полёт творчества, а убедить, что этих рамок нет, плюс смотреть за безопасностью. Это совсем новая, полностью отличная от привычной школы работа с детским мышлением.
«Взрослых что останавливает? Рамки, - говорит Денис Харькин. - Скажешь ему: напиши программу для подводного робота. Взрослый скажет: я не умею. А ребенок спросит: а что мне нужно для этого уметь? У детей нет барьеров в сознании. Ещё важный момент. «Кванториум» ориентирован на решение реальных задач. Например, есть проблема на предприятии. Для её решения нужно оторвать несколько отделов от основной работы. А порой для её решения достаточно одной идеи. А «Кванториум» - это как раз генератор идей. Вот два реальных примера. В Королеве, где сильное направление Космо, в «Кванториум» часто приходят сотрудники Роскосмоса, конструкторы. И была у них сложная проблема: не срабатывала гироскопная стабилизация двигателя. И один ребёнок спросил: а зачем тут такая сложная система, если можно сделать вот так. «Вот так» запатентовали, уже внедрили, и проблема Роскосмоса решена. Ребёнку 12 лет.
Другой пример в Липецке, где мучились от полигонов бытовых отходов. Взрослые сказали, что дешевле этот мусор на ракету погрузить и в космос отправить, чем строить завод по утилизации и переработке. А дети придумывали перерабатывать отходы в топливо, высчитали форму, при которой этот процесс оптимально происходит. Сейчас целый посёлок рядом со свалкой питается энергией от переработки отходов».
В ядре
ХайтекЦЕХ - это ядро «Кванториума». Здесь же ребята будут учиться 3D-моделированию. Сюда же будут стекаться для воплощения разработки, которые ребята сочинят в других квантумах. Здесь стоит гул от работающих 3D-принтеров, их больше десятка, и 3D-сканеров.
В ГеоКВАНТУМе вся техника посвящена изучению систем навигации. Есть квадрокоптеры и дроны. С их помощью дети могут исследовать землю, мосты, здания, геолокации. В ЭнерджиКВАНТУМе изучают альтернативные источники энергии. Все понимают, что однажды на смену бензиновому двигателю придёт что-то новое. И кто знает, может, это придумают как раз волгоградские ребята? Для этого в квантуме предусмотрена робототехника, есть движущийся макет автомобиля на водородном топливе и многое другое.
Обучение в «Кванториумах» бесплатное. Государство вкладывает огромные деньги в технопарки, а это значит, оно верит, что в будущем из ребят, которые займутся здесь дополнительным образованием, будет толк.
Материал подготовлен в рамках проекта «Новый день»