Примерное время чтения: 8 минут
10821

«Дети - отражение общества». Народный учитель - о ЕГЭ и бесправии педагогов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ-Нижнее Поволжье №51 19/12/2018
Ученики Юрия Васильевича всегда получают высокие баллы по ЕГЭ и часто поступают в столичные вузы.
Ученики Юрия Васильевича всегда получают высокие баллы по ЕГЭ и часто поступают в столичные вузы. / Надежда Кузьмина / АиФ

Очень многое в учебе и жизни ребенка зависит от учителя - педагог может стать примером для подражания или привить любовь к предмету, который впоследствии определит будущую специализацию человека. На педагоге всегда была огромная ответственность. Сегодня отношение к преподавателям в обществе отличается от того, что было еще несколько десятилетий назад. О том, с чем приходится сталкиваться педагогам сегодня, какие предметы ценятся в век цифровых технологий, нужно ли вернуть оценки за поведение, рассказал «АиФ»-НП» учитель математики и информатики школы № 78, народный учитель и Герой Труда России Юрий Лепёхин.​

Уполномоченный по обязанностям 

Наталья Кузьменкова, «АиФ» - Нижнее Поволжье»: Почему вы решили стать учителем?

Юрий Лепёхин: Для меня примером была моя первая учительница. Она вела наш класс в начальной школе, а затем, окончив педагогический институт, стала нашим учителем математики в старшей школе. Я все время ей восторгался. Кроме того, у меня были способности к математике, поэтому выбор профессии был очевиден. После окончания школы я поступил в педагогический.

Досье
Юрий Лепёхин. Родился в 1942 году. Имеет высшую квалификационную категорию, а также престижные награды, в том числе является народным учителем РФ, заслуженным учителем школы РСФСР, Героем Труда России.

- Помните, как устраивались на работу?

- Окончив институт с красным дипломом, я пошёл служить в армию. Попал в Польшу. В то время был приказ - отпускать учителей дней за пять до начала учебного года. Помню, как, ещё находясь на службе, писал матери с просьбой узнать, есть ли где-то в Волгограде место учителя. Мама пришла к директору школы №78, в которой я работаю по сей день. 

- И он согласился вас взять, не видя?

- Да. Кроме красного диплома, я имел за плечами Ленинскую стипендию. Это тогда очень высоко ценилось. Кстати, Ленинская стипендия была 80 рублей, а зарплата учителя - 110 рублей.

- Насколько сегодня, в век цифровых технологий, востребована именно математика?

- Не забывайте, что информатика - это раздел математики. Возьмем элементарно графы. Графом на плоскости называется всякая система линий, например, прямолинейных отрезков, соединяющих между собой точки некоторой заданной системы точек; эти точки называются вершинами графа, а соединяющие эти точки линии (отрезки) - ребрами графа. Теперь представьте, что в реальной жизни вам нужно построить рентабельный и дешевый путь для перевозки чего-либо из пункта А в пункт Б. Эту задачу можно решить с помощью графов.

Математика остается краеугольным камнем всей цифровой экономики. Ясно, что если не знать ее, речь ни о какой «цифре» идти не может. Вся информатика строится на мощной базе математических знаний.

- Скажите, ученики 40, 30, 20, 10 лет назад и сегодня отличаются?

- Ученики - это срез общества. Какие у общества проблемы, вопросы, идеалы, такие же они и у учеников. Дети - отражение общества. С другой стороны, они такие же умные, пытливые, вдумчивые, и с этой точки зрения они не отличаются от своих предшественников. То есть в нынешнее время не меньше рождается и воспитывается талантливых людей, чем раньше. Другое дело, меня очень волнует, что мы часто ведём неправильную политику в отношении детей. Сейчас везде проскальзывает одна и та же линия, а именно: линия вседозволенности. Ученик может вытворить что угодно, и это остаётся безнаказанным. А потом мы удивляемся, откуда взрывы и перестрелки… Исток - вседозволенность! Поэтому необходимо принимать меры.

- О каких мерах идёт речь?

- Во-первых, следует вернуть оценку за поведение. Если у ученика двойка за поведение, то каждый принимающий его в другой класс, техникум или институт будет понимать, что перед ним - социально опасный элемент.

Во-вторых, меня очень удручает бесправие учителя. Учитель находится на передовой с молодёжью, ему приходится сталкиваться и бороться со всеми социальными пороками, так дайте ему орудие этой борьбы. Дайте ему права, возможности. У нас есть уполномоченный по правам ребёнка, но почему-то нет уполномоченного по обязанностям ребёнка. Раньше этим занималась комиссия по содействию семье и школе. Брали социально опасных детей и с ними работали. А сейчас ученики качают какие-то свои права, а обязанности исполнять не хотят. Элементарные обязанности: трудиться, прилично себя вести, соблюдать общепринятые правила. Жизнь сама нам подсказывает, насколько сегодня важно обратить на это внимание.

Учитель - не писатель! 

- Как учителю поставить себя так, чтобы его уважали ученики?

- Это зависит от личности учителя. Один берёт строгостью, другой - лаской, третий вниманием, четвертый - квалификацией. Универсального рецепта нет. 

Другое дело, что общество должно поддержать учителя. У меня бывает такое ощущение, что я стою у классной доски, а у меня сзади установили пулемет и стреляют в спину. Это неправильная установка отношения к учителю. Поставить профессию педагога на должную высоту - это очень и очень важно. У нас же, наоборот,  часто опускают учителя. Опускают тем, что не дают работать. Педагоги сегодня завалены бумажной работой. Я бы повесил такой плакат: «Учитель не писатель!». Он ничего не должен писать. Никогда и ничего. Я имею в виду всю эту бюрократию, которая появилась за последние годы.

Помню свою самую первую аттестацию. Меня пригласил директор и сказал, что нужно написать заявление на аттестацию. Всё. Больше я ничего не писал, а занимался непосредственно своей работой. На протяжении нескольких месяцев за всеми учителями, проходившими аттестацию, наблюдал завуч. Завуч посещал уроки, оценивал педагога по таким критериям, как умение общаться с учениками, методическая и теоретическая подготовка и т. д. В конце нас приглашали к директору, где угощали чаем и печеньем и выдавали свидетельство об аттестации. Сегодня же процесс аттестации требует немыслимого количества бумажной работы. Бесполезной работы. Учителя нужно освободить от бюрократической писанины! 

- А как вам современные учебники?

- Год назад я имел счастье разговаривать с редактором учебников по истории Даниловым. Я написал книгу «Бессмертный Сталинград», и он как раз слушал моё выступление. Мы сошлись во мнении, что учебники по истории конца 1990-х - начала 2000-х годов никуда не годятся. Авторы учебников того периода пытались переписать историю, принизить достижения России и СССР. Многое замалчивалось или искажалось. К счастью, сейчас создаётся единый учебник по истории. Более объективный и патриотичный.

По другим предметам должна быть линейка учебников: базовый и для классов с углублённым изучением. Может быть, два базовых, два углублённых. Этого достаточно. 

Был такой период, когда было восемь-десять учебников по одному предмету. Учитель просто терялся и не мог выбрать. И потом, перейти с одного учебника на другой - это дело очень непростое. Когда я работаю по какому-то учебнику, то использую таблицы, конспекты, презентации. Всё это создаётся не за один день и даже не за один год. Сейчас, конечно, пытаются навести порядок. Убрать слабые учебники. Если говорить о моём предмете, то по геометрии есть два учебника под редакцией Погорелова и Атанасяна - оба учебника нормальные. По алгебре, конечно, над учебниками еще стоит работать. Совсем неважные учебники по информатике. Когда академик Ершов создавал информатику, он написал маленький, коротенький, но содержательный учебник. В нынешних учебниках по информатике слишком много ненужных сведений. Информация подана сложно и непонятно. По ним трудно работать и учителю, и ученику. Самое страшное, что в этих учебниках линия программирования, самая основная и нужная, сведена практически на нет.

Один из 45 

- Как вы относитесь к ЕГЭ?

- Положительно, потому что ЕГЭ позволяет объективно оценить знания учащихся. Это очень точный инструмент. Альтернатива - сдача вступительных экзаменов в вузе - всегда несёт с собой момент субъективности. Бывало так, что отличник сдавал экзамен хуже, чем троечник. Этот элемент субъективизма полностью исключен в ЕГЭ.

Да, он многим не нравится, потому что ЕГЭ требует систематической подготовки. Он тебя высвечивает, как рентген. Но рентген не виноват, что у тебя именно такие показатели. Значит, нужно было больше трудиться. Другое дело, что некоторые вопросы в едином государственном экзамене удалены от основной программы. Конечно, они должны быть построены на базе основной школьной программы. 

- Какой вам представляется школа будущего?

- Школа будущего - это прежде всего место, где творчески трудится и учитель, и ученик. Повторюсь, учителя нужно освободить от бумажной рутины. Кроме того, мне представляется школа, которая воспитывает пламенных патриотов. 

- Вам присвоены звания «Герой Труда» и «Народный учитель». Что вам дали эти регалии?

- Мне радостно, что оценили труд учителя. Кроме того, «Народных учителей» в России всего 45, а в Волгоградской области именно школьный учитель - я один. Для меня это почётно и приятно. Иногда мы лишнюю грамоту дать боимся или слово доброе сказать. Возвеличивание труда учителя очень полезно.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах