Как привить финансовую грамотность с детства?
Как привить ребенку правильное, бережное отношение к деньгам? С чего начать в финансовом воспитании? Советует директор филиала БКС Премьер в Волгограде Светлана Данилова.
«Общаясь со своими клиентами, у которых есть уже взрослые дети, я заметила такую тенденцию: часто молодые люди не ценят деньги и относятся к ним беспечно. Эта проблема появляется потому, что в раннем возрасте не были воспитаны базовые принципы обращения с деньгами.
На мой взгляд, финансовое воспитание следует ставить в один ряд с обучением в школе или с творческим образованием. А поскольку особого предмета на подобную тему в школе нет, родители должны либо сами заниматься этой историей, либо найти для своего чада специальные курсы. Насколько я знаю, в России таких курсов нет – мы пока еще не пришли к этому, так что ответственность ложится на плечи мам и пап.
Начинать нужно с азов и подкреплять теорию практикой. Дети могут осваивать базовые финансовые принципы, распоряжаясь карманными деньгами. Надо объяснить ребенку, что он волен выбирать: тратить их на сладости-безделушки или жертвовать маленькими, сиюминутными радостями в пользу более крупной покупки. Однако если ребенок решил экономить и копить, не надо потакать его просьбам о покупке жвачек и шоколадок.
Необходимо также прививать ребенку навык учета, причем в игровой форме. Не нужно читать нотации, лучше покажите на собственном примере, что финансовый учет – занятие отнюдь не скучное и полезное.
К примеру, он позволяет рассчитать время, в течение которого ребенок сможет накопить на новый велосипед. Занимайтесь учетом вместе, ведь самое мудрое воспитание – основанное на личном примере. При этом не надо жестко контролировать ребенка, главное – научить его планировать свой бюджет и избегать пустых трат.
Ребенок должен понимать, что вещи возникают не просто так – они стоят денег, и эти деньги тоже появляются не по волшебству. Сделайте финансовые беседы с детьми привычными в своем доме. Еще очень помогают игры в кругу семьи – например, знаменитая «Монополия». Она ненавязчиво учит ребенка распоряжаться денежными средствами: он начинает понимать, как можно покупать, продавать, копить и т.д.
Крайне важная вещь, которую необходимо обсуждать с ребенком – проблема бездумного потребления. Реклама навязывает нам массу ненужных вещей, и чтобы не вестись на уловки, надо четко осознавать, насколько целесообразна та или иная покупка. Дети должны научиться разумно вкладывать деньги: условно говоря, делать выбор между очередной куклой и чем-то более интересным (например, электронной книгой, которую можно приобрести в перспективе).
Если у ребенка не была пресечена привычка покупать ненужные вещи, он превратится во взрослого, который не умеет копить деньги, зато прекрасно копит вещи и кредиты. В противовес этому надо учить детей жить по средствам и развивать в них финансовую самостоятельность. Ребенок, который, научился обращаться со своими карманными деньгами, спустя годы (распоряжаясь уже более солидными суммами) будет чувствовать себя уверенно и инвестировать финансы с умом».
«Как дела?» под запретом. Педагог-психолог о воспитании успешного школьника
«Как сказать об этом маме?» Чем дети анонимно делятся по телефону доверия
Жалость не советчик. Что нужно знать тем, кто хочет взять ребенка из приюта
Учитель Марина Долгачева: «Мотивировать детей все сложнее»