Волгоградские дети шести-семи лет учатся ценить заработанные родителями деньги, начинают понимать возможности семейного бюджета, определяют значимость материальных потребностей. Такая возможность появилась благодаря реализации региональной подпрограммы «Повышение финансовой грамотности населения в Волгоградской области».
Как рассказала «АиФ-Волгоград» консультант образовательных программ повышения финансовой грамотности Ольга Андреева, методическую поддержку педагогам, преподающим "Экономику с котом Белобоком", оказывают сотрудники Волгоградского социально-педагогического колледжа, которые разработали этот курс в 2014 году в рамках проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». А учебные материалы для занятий поступают в детские сады благодаря поддержке комитета финансов Волгоградской области. Специфика обучения дошкольников финансовой грамотности связана с их эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, преобладанием наглядно-действенного типа мышления. Поэтому обучение детей проводится через игру, соревнование, общение со сказкой.
Игра и учёба
Уроки финансовой грамотности в детских садах и дошкольных группах средних общеобразовательных учреждений проводятся в регионе третий год. Уже сейчас к занятиям приступили 1860 дошкольников из областного центра и Волжского, а также из малых городов, хуторов и сёл региона. У скептиков может возникнуть вопрос: не рано ли приобщать малышей к финансовой науке?
«Не рано, – считает воспитатель дошкольной группы МБОУ «Добринский лицей Урюпинского муниципального района Волгоградской области» Юлия Токарева, – именно в этом возрасте закладываются основы поведения, поэтому детям легче привить ответственное отношение к деньгам, тратам и потребностям. Да, тематика может показаться сложной, но занятия проходят в увлекательной игровой форме, дети с интересом, непринуждённо постигают азы финансовой грамотности».

Родители с одобрением отнеслись к тому, что их дети получат основы экономических знаний, учатся ценить деньги и бережно относиться к ним. Тем более что занятия бесплатные: в 2017 году на их проведение из бюджета региона выделяется 10 млн рублей.
Истории про деньги
Мама выпускницы дошкольной группы Добринского лицея Ирина Козловцева рассказывает: «То, что моя дочь Ева посещала уроки финансовой грамотности, – большой плюс для нашей многодетной семьи. Я не всегда могу вырваться в магазин, но теперь небольшие покупки доверяю Еве. Она научилась делать их осознанно. Считаю, что полученные знания помогут ей строить благополучие и во взрослой жизни».
Кстати, интерактивная игра «Магазин» - одна из любимых у добринских дошкольников. В ней дети исполняют роли продавцов и покупателей, учатся тратить и считать деньги. А ещё на занятиях по финансовой грамотности дети узнают, что такое труд, товар, деньги, семейный бюджет – вся программа построена так, что разделы плавно и логично переходят из одного в другой, создавая целостную картинку товарно-денежных отношений. В историях «про деньги» неизменным героем является кот Белобок. В виде мягкой игрушки он присутствует на всех уроках.
По словам воспитателя Юлии Токаревой, в работе хорошо помогают методические пособия – мультфильмы, рабочие тетради, слайды и настольные игры.
Всё создаётся трудом
«Важно научить ребёнка отличать первостепенные материальные потребности от вторичных, – говорит Юлия Викторовна. – Дети смотрят мультики по этой теме, играют в лото «Заветные желания», делают соответствующие рисунки в тетрадях. Поначалу самой главной потребностью они называют мороженое или игрушку – конечно же, для себя, но потом понимают, что одежда, еда и жилище для человека важнее, что потребности всей семьи порой выше, чем личные».
Вот так малышам прививается ответственность, понимание разницы между «могу», «хочу» и «надо». О воспитательном значении финансовой грамотности для дошколят говорят и другие педагоги.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» г. Николаевска» Николаевского муниципального района Волгоградской области Ольга Березовская подтверждает слова коллеги: «На наших занятиях дети начинают понимать, что такое родительская зарплата, осознают рамки семейного бюджета, значимость той или иной потребности». Что, впрочем, неудивительно. Вот как, к примеру, малыши узнают, что такое «товар». Знакомство строится по цепочке: полезность товара – его происхождение – продажа покупателю.

«Сначала рассказываем, зачем нужны те или иные товары. Затем говорим о том, кто их производит: к примеру, повар печёт хлеб, портной шьёт одежду, продавец продаёт все это. То есть объясняем, что любые товары появляются и доходят до потребителей благодаря работе людей разных профессий, – продолжает Ольга Николаевна. – И дети уже понимают, что все материальные блага создаются трудом, начинают ценить это».
Как признают воспитатели, оценка эффективности уроков финансовой грамотности для дошкольников во многом субъективная, но именно в этом возрасте у детей формируется способность к аналитической деятельности, развивается мышление, поэтому приобретённые сейчас навыки, несомненно, будут востребованы ими в самостоятельной жизни.

Остались вопросы? На них ответят журналисты «АиФ»-НП» и эксперты проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Пишите на e-mail: aif_office@mail.ru (в теме письма укажите «Финансовая грамотность / название публикации»)
Звоните: +7 (8442) 781-667 ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 9.00 до 18.00.
Необходимые подробности: https://вашифинансы.рф и https://fingram34.ru
Больше ответов на самые важные вопросы о деньгах ищите в спецпроекте «Финансовая грамотность. Аргументы и факты».