Новый способ распространения ВИЧ-инфекции открыли в Дубовке – через свалку. Именно там обнаружили одноразовые шприцы, использованные системы переливания крови, перчатки и пелёнки, загрязнённые кровью и биологическими жидкостями. Медицинские отходы туда вывозили без обеззараживания.
Зараза к заразе
Первое подозрение пало на Дубовскую центральную районную больницу. Заместитель главврача по административно-хозяйственной части Михаил Беловолов съездил на свалку, посмотрел, чтобы затем смело заявить:
– Мы проверяли бирки – это не наши. Это отходы волгоградских больниц.
За дело взялась Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура. Привлекли специалистов облкомприроды и Роспотребнадзора, которые взяли образцы на анализ и подтвердили, что отходы представляют опасность для окружающей среды и здоровья человека. Ведь они могут быть инфицированы гепатитами «В» и «С», ВИЧ и патогенными вирусами. А на свалке пасутся бомжи и прочие элементы, охочие до металла, макулатуры и пластика, из которого сделаны шприцы и мини-станции переливания крови, – их тоже было в избытке. Да и птицы легко разносят заразу.
– Всё это надо было раздробить и для обеззараживания «спечь», – напоминает прокурор отдела Руслан Гасанов. – И только потом отправлять на свалку или вторичную переработку.
Выяснилось, что всё это хозяйство с угрозой ВИЧ-инфекции в Дубовку привёз водитель, он же оператор волжской фирмы, которая занималась утилизацией медотходов по договору с волгоградскими больницами. Решив сэкономить на солярке, питающей установку для обеззараживания, мужчина отправился прямиком на свалку, минуя Волжский.
Против него возбудили уголовное дело – первое в России, связанное с утилизацией медотходов. С виновной фирмы взыскали 100 тысяч рублей, её работа приостановлена, а водителю грозит до двух лет лишения свободы.
Поле засеяли свиньями
Руслан Гасанов рассказывает, что сейчас проверяют все организации, которые собирают и вывозят отходы из больниц. Заодно и сами лечебные учреждения на предмет того, куда они девают это добро. Прокурор говорит, что обстановка с полигонами для твёрдых бытовых отходов в нашей области более чем сложная. В Волгограде и Волжском они есть, зато во всех районах – только свалки, не отвечающие законодательству.
– Проще говоря, это временные площади для складирования мусора, потому что в утилизацию отходов деньги никто не вкладывает, – заявляет Гасанов. – Полигон – дорогостоящий объект, одна проектная документация стоит больше 15 миллионов рублей. Так что скоро проблема не решится.
А отходы копятся, причём в одних и тех же местах. Пока идут разговоры о строительстве мусороперерабатывающих заводов, нагрузка на окружающую среду растёт. Свалки же никому не принадлежат, и валят на них всё что попало. Любую заразу. Но эти свалки хотя бы разрешены местными администрациями, а есть ещё масса несанкционированных. Например, близ Волжского облкомприроды обнаружил 17 штук. К администрации города предъявили несколько исков, лишь тогда обстановка исправилась. В прошлом году против главного ветврача ООО «Топ Агро» из Городищенского района пришлось возбудить уголовное дело – он давал указания подчинённым зарывать прямо в поле трупы свиней. А сколько в области таких рукотворных источников инфекций, не знает никто.