В предыдущем номере «АиФ» – Нижнее Поволжье» опубликовал статью «Медицина: платно или бесплатно?» о введении в России с 1 сентября обновлённых правил оказания медицинских услуг. Сегодня по просьбам читателей разъясняем некоторые нюансы важного для пациентов документа.
Так, многих интересовал вопрос: что изменится во взаимоотношениях пациента, который обращается в платную клинику?
– При обращении в платную клинику имейте в виду, что вам должны предоставить образец договора на оказание медицинских услуг, причём вы имеете право ознакомиться с ним до подписания, – обращает внимание председатель РОО «Лига прав потребителей» Ксения Осадчая. – Очень часто пациенты подписывают договор, не глядя, просто ставят подпись в конце документа, который им даёт администратор. А напрасно – если потом с клиникой случатся разногласия, то доказать вашу правоту будет непросто.
Ещё важный момент: в договоре должен быть указан полный перечень услуг, что вам окажут, а также их стоимость. Это актуально, так как некоторые клиники указывают стоимость лишь в конце, в акте приемки-сдачи услуг. И когда на финишном этапе вы узнаете стоимость лечения, изменить цену уже не получится.
– Исполнитель, то есть клиника, должен довести до сведения пациента полный объём информации, чтобы у потребителя был выбор, – отмечает Ксения Осадчая. – Так, если есть варианты более и менее затратные, вы должны об этом знать. Как правило, в контактах с пациентом изначально предлагают наименее бюджетный вариант, ведь любая клиника – это коммерческое предприятие. Но вам, подчеркиваю, обязаны представить все возможные варианты.
Ещё о нюансах оплаты: если вам оказывают дополнительные услуги, то на них должно заключаться дополнительное соглашение. Его также внимательно прочитайте.
В судах рассматривается немало дел, когда потребители годами пытаются получить с медклиник положенное. Однако закон определяет чётко: устранить недостаток услуги исполнитель обязан в тот же срок, в который услуга была оказана. То есть если пломбу поставили за один день, то и заменить её должны в тот же срок.
– Обратите внимание на пункт 16 обновлённых правил: в клинике потребителя должны заранее предупредить о свойствах услуги и рисках, которые она несёт, – говорит Ксения Осадчая. – Другими словами, о возможных осложнениях, последствиях и прочем. Равно как и о рисках – ведь только вы вправе распоряжаться своим здоровьем и оценивать, на что идёте ради него.
Также есть важнейшие новшества, касающиеся дистанционного заключения договора.
– Такой договор теперь смогут заключать лишь те клиники, которые имеют свой сайт, – объясняет эксперт. – Там должна быть указана вся важная информация об исполнителе, включая лицензию, прайс, образец договора с потребителем, а также возможность для пациента создать личный кабинет. Если ранее клинике было достаточно прислать по электронной почте пациенту договор, тому – подписать и прислать скан документа, то теперь всё сложнее.
Клиника присылает вам договор, подписанный усиленной цифровой подписью. В ответ вы подписываете документ не от руки, а тоже электронной подписью и отправляете – вот так будет по закону.
И ещё: в договоре клиника не имеет права навязать вам обязательный досудебный порядок рассмотрения претензии. Вы можете обращаться в суд сразу, если считаете, что ваши права нарушены.
При этом, отмечает Ксения Осадчая, изначально в договоре любой частной (и государственной) клиники не должно быть пунктов, ущемляющих прав потребителя.