Почему в баню нужно ходить не 31 декабря, а непременно в Данилов день?
— Православная церковь чтит 30 декабря память святых Даниила, Анания, Азария и Мисаила, — рассказывает собеседник vlg.aif.ru Светлана Снежина. — Если верить преданиям, то за 600 лет до Рождества Христова Иерусалим был завоеван вавилонянами. Среди множества пленников оказались и эти четверо молодых людей из знатных семей города.
Вавилонский царь Навуходоносор взял решил оставить их у себя при дворе и воспитать в них настоящих халдеев. Однако молодые люди были преданы своей вере и продолжали вести образ жизни строгий, без излишеств. Благодаря этому Господь даровал каждому из них мудрость не по годам, а Данилу — дар пророчества, прозорливости и толкования снов.
Согласно легенде, когда Навуходоносор решил возвеличить себя, воздвигнув в свою честь огромную статую, и приказал ей поклоняться, молодые люди отказались это делать. За это царь велел их казнить, бросив в раскаленную печь. Однако их благочестие было столь высоко, что они вышли из нее невредимыми. За что удостоились уважения царя и всего его окружения.
Пережив Навуходоносора, Данила продолжил свои пророчества и при другом правители Вавилона — царе Валтасаре. При нем он предсказал падение Вавилона, расшифровал огненную надпись, появившуюся на стене дворца во время пира.
История о том, как молодые люди вышли невредимыми из огненной печи была широко распространена в народе, и часто 30 декабря ее в виде театрализованного действия разыгрывали на разных площадках, в том числе и в храмах. Называлась сценка «Пещное действие», и показывалась она перед простыми людьми для того, чтобы показать силу молитвы и праведной жизни через жизнь этих молодых людей, живших задолго даже до появления Иисуса на Земле.
30 декабря в старину считался днем света.
Помимо церковных представлений о «пещном действии», в каждом дворе в этот день разжигали костры, а хозяйки жарко топили печи — так, чтобы тепла на два дня хватило.
Это также было неким отсылом к язычеству, которое неискоренимо присутствовало в жизни крестьян, ориентированных на аграрный цикл, тесно связанный с Солнцем. И костры, и жарко натопленные печи в этот день призваны были в том числе помочь солнцу скорее подрасти и укрепиться в своем положении, а значит, быстрее разогнать тьму и стужу. «Разгони, огонь, темноту, постращай стужу», — приговаривали в старые времена люди, разжигая костры.
Поскольку пророк Даниил был толкователем снов, в этот вечер просили его наши предки о том, чтобы во сне было ему даровано увидеть то, что им было необходимо.
Днем же все активно продолжали готовиться к празднику.
Мужчины резали скотину, разделывали мясо, чтобы хозяйки могли из него сделать самые разные заготовки к Рождеству и всей святочной неделе — солили сало, делали колбасы, коптили мясо, варили холодцы и проч.
Нужно было еще успеть и убрать в доме, вычистив все и промыв все углы. Обычно этим заставляли заниматься молодежь — они вытряхивали половики, мыли полы, чистили столы и лавки, взбивали подушки и перины, вынося их на улицу, чтобы они вобрали в себя морозную свежесть и избавились от любых микробов и задержавшейся, не дай, Бог, нечисти.
Обязательно топили в этот день баню — в нее ходили не 31, а 30 декабря — на пророка Данила это было необходимым ритуалом, который должен был даровать здоровье на весь предстоящий год. Но в бане ни в коем случае нельзя было распивать спиртные напитки — мало того, что все еще продолжался строгий рождественский пост, но и банник мог сильно рассердиться. И тогда вместо здоровья можно было «огрести» неприятностей по полной программе.
О плохом говорить не рекомендовалось, лучше о хорошем, так как этот день увеличивал все, о чем человек говорил. Говоришь о плохом — получишь его в два раза больше, о хорошем — оно тоже удвоится.
Приметы дня:
- Погода в Данилов день показывала погоду мая.
- Метель в этот день говорила о том, что летом пчелы будут хорошо роиться.
- Если иней ложился на деревья с утра, то Святочная неделя будет теплой.
- Ветер с юго-запада предвещал снежную погоду, но без сильных морозов.