Какие необычные виды транспорта выделил известный российский урбанист?
Список самого необычного транспорта России урбанист Артем Пирожников составил для ТГ-канала «Архитектурные излишества». Попали в него и волгоградские транспортные системы.
1. Мурманский троллейбус — самая северная троллейбусная система в мире.
2. Петербургская станция «Спортивная» — единственная двухэтажная станция метро в России.
3. Трамвай в Черёмушках (СШГЭС) — единственная в России бесплатная система городского электротранспорта.
4. Фуникулер Владивостока — единственный в России фуникулер (не считая нижегородского «лифта»), он функционирует на вагонах Петербургского трамвайно-механического завода, построенных в 1950-х годах.
5. Метромост Новосибирска — самый длинный метромост в мире.
6. Поезд Земцы — Жарковский — самый медленный и колоритный пригородный поезд в России.
7. Трамвай Волгограда — единственная в России на текущий момент система скоростного трамвая с использованием подземных станций и левосторонним движением под землей. Де-факто состоит из трех не особенно связанных между собой кусков.
8. Троллейбус Волгограда — уникальная система ночных рейсов, задуманных для работников, но работающих де-факто для всех. Единственная троллейбусная система в России с круглосуточным пассажирским движением.
9. Мувер Шереметьево — уникальный для России вид транспортировки пассажиров — похож на фуникулёр, но при этом отсутствуют какие-либо наклоны и сами органы управления в вагоне поезда
10. Трамвай Златоуста — самый высокогорный трамвай в России. Здесь же зафиксирован единственный в российской истории случай угона трамвая.
11. Саяногорский дизельный поезд — единственная бесплатная общедоступная пригородная электричка, организованная ведомственным предприятием. Вагоны обычной электрички тягает тепловоз. Можно возразить, что существуют поезда для перевозки рабочих на сети РЖД, которые перевозят и пассажиров, однако это не совсем легально и работает скорее по упущению, чем с чьего-либо одобрения.
12. Канатная дорога Нижний — Бор — единственная в России канатная дорога, работающая как полноценный городской транспорт, также интегрированная в систему оплаты и городского транспорта.
13. Сормовско-Мещерская линия Нижегородского метро — единственная в России линия метро с левосторонним движением.
14. Волчанский трамвай — самый маленький город с трамвайной системой в России.
15. Трамвай на Зеленый остров в Екатеринбурге — живописная одноколейная линия вдоль Верх-Исетского пруда.
16. Махачкалинский троллейбус — система невероятной живучести с местным колоритом, из трех маршрутов один междугородний, самая южная троллейбусная система России.
17. Тагильский трамвай — единственная система трамвая с регулярными ночными спецрейсами для пассажиров.
18. Магнитогорский трамвай — трамвайная система с возможностью уехать в любой конец города без пересадок и более чем тридцатью маршрутами, вдобавок пересекает границу Европы и Азии.
19. Челябинский 19 трамвай по пропускам — без учета трамвайного кольца в Череповце единственный ведомственный городской электротранспорт в России, часть маршрута которого доступна только по пропускам
20. Крымский троллейбус — самая длинная троллейбусная линия в мире, между Симферополем и Алуштой. Самый длинный рейс имеет протяженность 96 километров.
21. Троллейбусная линия Саратов — Энгельс — единственная в России троллейбусная междугородняя троллейбусная линия, связывающая две разные системы, которые обслуживают два разных перевозчика, линия также обслуживается двумя троллейбусными перевозчиками. Здесь можно вспомнить и Химки, и Чебоксары с Новочебоксарском. Но там иная ситуация: система в Химках никогда не имела связи с московской троллейбусной сетью, а в Чебоксарах и Новочебоксарске с августа 2024 действует единый перевозчик.
22. Троллейбус Видного — здесь работает самый маленький троллейбус в России — на базе автобуса средней вместимости МАЗ-206.
23. Трамвай Ростова-на-Дону — здесь встречаются два уникальных фактора — европейская колея 1435, нигде более в России такой нет, и фрагмент пути с левосторонним движением трамваев, которое организовано для организации автомобильной полосы. Можно возразить «а как же Калининград, Пятигорск, у них тоже колея узкая». В Калининграде, Пятигорске и Евпатории ширина колеи составляет 1000 мм и всего таких систем в России три.