Как спасти ребенка от гаджета?
О том, как зависимость от смартфона и деструктивные игры влияют на ребёнка, рассказал член Общественной палаты Волгоградской области, заместитель директора исторического парка «Россия — Моя история» Антон Лукаш.
«Настоящая автономия личности рождается в результате реального выбора, где каждое решение имеет вес, требует усилия и несёт последствия: построил хлипкий домик — он рухнул; забыл тетрадь — получил замечание; помог другу — ощутил радость связи, — отмечает эксперт. — Смартфон же подменяет эту тренировку духом иллюзии. Бесконечное кликанье, скроллинг, выбор виртуальных опций — ребёнок, погружённый в этот поток, не учится терпеть, концентрироваться, преодолевать скуку или настоящую трудность.
Именно в эту брешь в воле и вторгаются игры, построенные на примитивной агрессии и мгновенном вознаграждении: победил — получи награду; проиграл — перезагрузился без потерь; соперник — цель.
Постоянное погружение в эту среду — это не развлечение, это методичное перепрограммирование восприятия мира и себя в нём.
Деструктивная игра на смартфоне учит: сложные чувства не нужны, эмпатия — помеха, виртуальное насилие — эффективный и безнаказанный инструмент. Реальный мир с его нюансами, медленными достижениями и необходимостью учитывать чувства других начинает казаться тусклым, сложным, неудобным — и отторгается.
Результат — не временные трудности, а фундаментальная деформация личности: человек, не способный к глубокой автономии (потому что воля не развита), не способный к истинному сопереживанию (потому что эмпатия подавлена), не способный строить здоровые отношения (потому что мир видится через призму конфликта и потребления).
Это не просто „плохое влияние“ — это настоящая кража будущего, подмена сложной, богатой человеческой жизни на убогое существование в клетке цифровых стимулов и примитивных реакций».
По мнению эксперта, для противодействия такой опасности родителям надо начать с того, что забирать у ребёнка смартфон на ночь.
«Всё ключевое закрепляющее интернет-зло происходит ночью при просмотре ребёнком в одиночестве, в темноте и в наушниках экрана своего смартфона, на котором кураторы суицидальных и экстремистских сообществ, деструктивные группы, обмен злым опытом, промывка мозгов, извращения и прочее. Не давайте своим детям возможности изучать ад, это всегда заканчивается плохо», — заключает Антон Лукаш.