Что категорически запрещено и что следует сделать на Житницу, 15 ноября?
– Православная церковь чтит 15 ноября память великомучеников Акиндина и Пигасия, которые жили в IV веке и пострадали за веру христианскую, – рассказывает эксперт vlg.aif.ru Светлана Снежина.
Во время их казни, которая была публичной, произошло много чудес – огонь, в который их бросали, тут же гас, дикие звери, в клетки к которым их бросали, не трогали святых, а начинали к ним ластиться и проч. В итоге даже гибель этих людей стала не устрашением для тех, кто интересовался христианским вероучением, а скорее пропагандой его.
После смерти святые Акиндин и Пигасий тоже совершали и продолжают совершать множество чудес для истинно верующих христиан. Им молятся в любой сложной жизненной ситуации – святые всегда приходят на помощь.
Также 15 ноября верующие обращаются к чудотворной Шуйско-Смоленской иконе Божьей Матери. Ее просят об исцелении души и тела, так как написана она была в самый разгар эпидемии моровой язвы на Руси, когда смерть косила жизни людей направо и налево. Написана она была монахом специально с просьбой к Богоматери и Сыну Ее отмолить жизни людей.
Как только работа над иконой была завершена, болезнь начала отступать и постепенно жизнь вошла в прежнее русло. Вот с тех пор и молятся Шуйско-Смоленской иконке Богоматери об избавлении от страшных болезней и любых недугов телесных.
В народе день 15 ноября принято называть Житницей.
В этот день по деревням слышался перестук мялиц и цепов – приспособлений, которыми обмолачивали зерно. И если пшеничные снопы были практически уже обмолочены, и зерно засыпано в закрома, а вот конопля, лен, где-то еще рожь оставались не обмолоченными. И надо было торопиться – зима «наступала на пятки», дни становились все короче и холоднее – надо было поскорее закончить с обмолотом. Но при этом на Анкудина с Пигасием не принято было приглашать помощников для работы, в отличие от начала обмолота зерна в августе, когда это было едва ли не обязательным. 15 ноября все нужно было делать исключительно своими силами, силами своей семьи – иначе можно было припасов в закромах лишиться.
Осторожничали в этот день и огнем – прежде, чем его зажигать, необходимо было поговорить с этой стихией да овинника попросить с огнем не баловаться, иначе вся рига (помещение, где хранили не обмолоченные снопы) сгорит да еще и на дом с хозяйственными постройками перекинется.
В современном мире нам нет необходимости обмолачивать зерно, чтобы добыть себе пропитание, но зажечь в этот день свечу и попросить стихию огня быть к нам, слабым людям, снисходительнее, лишним не будет.
Хорошо в этот день покупать те продукты впрок, которые могут символизировать «полные закрома», то есть муку и разные крупы, а также вещи из льняной ткани как дань памяти нашим предкам об их великом труде.
Нельзя в этот день бездельничать. Наши предки считали: чем больше будет дел в этот день переделано, тем сытнее будет зима. В наше время это будет означать, что изобилие и благосостояние не покинет ваши дома в ближайшую зиму.
Вечером же, после трудов праведных, хорошо бы собраться всей семьей у огня – будь то горящие угли в печи, камин или простая свечка, скушать традиционное блюдо этого дня – льняную кашу с молоком и изюмом, которую хозяйки обязательно долго томили в печи (можно в духовке) и подавали на стол со словами благословения каждого члена семьи, пообщаться, поговорить о своих планах на ближайшие дни и согласовать их с другими. Если вы живете вдали от своих близких, то хорошо бы им позвонить вечером и хотя бы создать эффект присутствия всей большой семьи за одним большим столом.
Если в этот день кто-то из хозяек начинал рукоделие, то закончить его надо было до рождественских праздников – иначе оно никому нужно не будет, то есть либо не продастся, либо порвется, либо еще что-то с ним случится.
Приметы
- Если облака плывут против ветра, то скоро будет снегопад.
- Если вечером небо в тумане, то назавтра жди ветра.
- Снегири раскричались – к морозам.
- Снег пошел – весной разлив будет большой.
- Дороги развезло – еще, как минимум, две недели будет тепло.