Примерное время чтения: 5 минут
281

Унесенная войной. Более 300 шедевров погибло во время Сталинградской битвы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ-Нижнее Поволжье №20 15/05/2024
В. Суриков «Казак-гребец» – утраченная картина Сталинградской галереи.
В. Суриков «Казак-гребец» – утраченная картина Сталинградской галереи. пресс-служба Сбербанка

В экспозиции безвозвратно утраченной во время битвы за Сталинград музейной галереи числились бесценные полотна Рубенса, Айвазовского, Репина, Поленова, Левитана… К сожалению, никаких следов шедевров не удалось найти по сей день. 

На зависть Третьяковке

Об исчезнувших картинах вновь заговорили в эти дни в рамках совместного с одной из крупных финансовых структур проекта музея ИЗО им. Машкова «Возрождённая коллекция». Пропавшие из собрания Сталинградской галереи полотна оценивают в сотни миллионов долларов. 

Первая картинная галерея в городе Царицыне недолго существовала в начале XX века, – рассказали в музее. – В 1918 г. она была открыта в доме местного купца и промышленника Василия Фёдоровича Лапшина. Гражданская война надолго прервала музейное строительство в Царицыне. Пятнадцатого января 1938 г. в здании лютеранской кирхи на Спасской улице  (в районе современного здания облсуда на пр. Ленина. – Ред.) открылась вновь созданная картинная галерея. 

В конце 30-х – начале 40-х годов прошлого века Сталинградская картинная галерея являлась одной из самых крупных в Поволжье, её охотно пополняли музеи со всей страны.

В 1940 г. директором галереи стал молодой выпускник художественного училища Александр Борисович Ивлиев (1910–1942). При его участии в 1941 г. был издан «Каталог Сталинградской картинной галереи» – тонкая книжка с девятью чёрно-белыми иллюстрациями. Это единственный документ, свидетельствующий о довоенном ценнейшем собрании музея. 

В то время фонды галереи насчитывали 331 произведение, в том числе работы классиков: Сурикова, Шишкина, Репина, Архипова, Иванова, Юона, Врубеля, гравюры западноевропейских художников, предметы декоративно-прикладного искусства Китая, Франции, Италии, России. Собранию галереи могли вполне позавидовать Третьяковка и Эрмитаж. 

Репин «Потрет Званцевой»
Репин «Потрет Званцевой» Фото: пресс-служба Сбербанка

Так, в секции западноевропейского искусства были представлены картина Вермеера «Читающая письмо» и картина Рубенса «Сыновья художника». В секции русского искусства – полотна Васнецова «Мальчик», «Чиновник», «Нищий», «Мальчик с бутылью», Бенуа «Венеция», картины Айвазовского «Разрушенный мол», «Ночь», «Море», Крамского «Академический рисунок», «Этюд головы», Коровина «Огни Парижа», «Осенний пейзаж», «Весна», Левитана «Река Истра», произведения Репина «Портрет Званцевой», Серова «Натурщица», этюд Иванова к картине «Явление Христа народу», этюды Сурикова к «Степану Разину». Хранились здесь и картины Малевича, Кандинского, а также творение голландского мастера XVII века Лейресса «Жертвоприношение Венере» (или «Свадебная сцена перед статуей Венеры»), которая ранее входила в число картин Императорского Эрмитажа, подаренных Александром II Московскому Румянцевскому музею к его открытию в 1862 г.

На эвакуацию – три дня

Во время бомбардировки Сталинграда в августе 1942 г. было разрушено и здание галереи. Судьба художественной коллекции до сих пор остаётся неизвестной. 

При этом ещё осенью 1941 г. галерея, как и другие музеи города, была закрыта для посещений. По решению  Сталинградского облсовета от 24 октября 1941 г. картины должны были в трёхдневный срок эвакуировать в село Иловатку тогда Гмелинского, ныне Старополтавского района Сталинградской области. 

Но шедевры не эвакуировали вплоть до бомбардировки – возможно, из-за того, что все сотрудники галереи ушли на фронт. 

В наши дни исследователи высказывают разные версии гибели полотен, но все сходятся в том, что коллекция полностью погибла при попытке её вывоза из горящего Сталинграда. 

«О том, что коллекция безвозвратно утрачена, свидетельствует и то, что впоследствии ни одна из картин не всплыла ни в частной коллекции, ни  на аукционах, – отмечает директор музея ИЗО Варвара Озёрина. – Весьма противоречивы и показания тех, кто якобы видел, как картины галереи куда-либо пытались переместить, спрятать – на поезд, в грузовики, на баржу, прятали в подвалах зданий в центре города». 

Единственный след

Остался лишь один след – в 2005 г. в Волгограде в одном из подвальных помещений центра города была найдена слегка обгоревшая картина одного из местных довоенных художников «Маёвка в Царицыне», на оборотной стороне которой имелся штемпель Сталинградской картиной галереи. Однако новых находок не последовало, и теперь считается, что работу по какой-то причине отделили от остальной коллекции в период уличных боёв, запрятав отдельно. 

Сейчас те самые девять картин из каталога 1941 г. в рамках музейного проекта воссозданы нейросетью. Символично, что на презентации «Воссозданной коллекции» в музее побывал правнук Александра Ивлиева, художник Всеволод Шпенглер. Он процитировал строки из письма прославленного прадеда: «Останусь жить – посвящу всего себя на отображение Великой Отечественной войны – напишу цикл картин. Сейчас я иногда делаю зарисовки, а больше всего смотрю, смотрю, смотрю – так хочется сейчас же взяться за работу и рисовать, рисовать без конца и без устали…»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах