О «донском Кулибине» Иване Васильевиче Болдыреве, написано немало популярных статей, исследований, но даже на своей малой родине о нём знают и помнят единицы.
Первооткрыватель
Хотя миллионы фотографов во всём мире больше сотни лет широко использовали изобретённую казачьим фотографом оптическую систему фотографирования и гибкую, эластичную фотоленту для негативных снимков.
«Согласно дошедшим сведениям, - рассказывает Сергей Моников, краевед, член Русского географического общества, автор исследования о фотографе, - Иван Васильевич Болдырев родился в 1850 году в станице Терновской Всевеликого Войска Донского - ныне Новоцимлянский район по соседству с Волгоградской областью. Некоторые сведения о фотографе мне удалось почерпнуть в Чернышковском казачьем музее от его директора Михаила Луночкина».
Детство, юность будущего изобретателя мало отличались от типичной жизни многих тысяч представителей казацкой бедноты: с ранних лет помогал пасти общественный скот, позже родитель отдал Ваню Болдырева в услужение казачьему офицеру обучиться на писаря - верх тогдашней карьеры для «неродовитых» донцов. Однако самого юношу больше всего на свете привлекала техника. Часами разбирал, ремонтировал любые подвернувшиеся под руку механизмы - часы, маятники, редкие в те времена механические измерители. 19-летний юноша уехал на заработки в Новочеркасск, где подробно познакомился с фотоделом. В те годы фотографирование было процессом громоздким - массивные фотоаппараты с неуклюжими камерами «удачно» дополняли пластины для нанесения негативов из объёмного хрупкого стекла. Конечные снимки получались размытые, без пространственного наполнения, требовали дополнительных усилий ретушёров.
Лица позапрошлого века. 12 фото из Донского альбома Ивана Болдырева | Фотогалерея
Лица позапрошлого века. 12 фото из Донского альбома Ивана Болдырева | Фотогалерея
Опережая «Кодак»
Ещё в донской столице первые удачные фотоопыты настолько окрылили молодого мастера, что в 1872 году он отправился «покорять» Северную столицу. Больше всего юношу увлекла задача создания универсального короткофокусного объектива. Из нескольких линз, помещённых в самодельную картонную оправу, изобретатель вскоре собрал удачный объектив, который позволял получать высочайшего качества по тем временам изображение. Одновременно Болдырев поступил на службу в фотоателье Лоренца ретушёром, стал посещать Академию художеств и почти весь свой скудный заработок тратил на очень дорогие по тем временам фотоматериалы и эксперименты по усовершенствованию техники съёмки.
Судьбоносным для Болдырева стало знакомство с известным искусствоведом Владимиром Стасовым. Тот стал активным покровителем молодого таланта, изобретение Болдырева попытался оформить в качестве заявки на Всемирную выставку в Париж. Благодаря Стасову мастер начиная с 1878 года неоднократно работает в Императорской публичной библиотеке, в те же годы создаёт фотолетопись быта донского казачества на примере жизни одной из станиц - Цимлянской. В 1880 году по поручению Стасова Болдырев едет в Крым для съёмки Бахчисарайского дворца. Практическая работа окрыляет мастера, однако его изобретения соотечественники упорно не признают. В экспертном «Русском техническом обществе» изобретения Болдырева сочли пустыми затеями. Там посчитали, что и его «смоловидная лента» взамен громоздких стеклянных фотопластин, и фотозатвор, и революционная оптическая система будущего не имеют.
Буквально через пару лет после неудавшихся попыток Болдырева запатентовать свои технологии за океаном некто Джордж Истмен основал ставшее вскоре знаменитым на весь мир предприятие «Eastman Kodak». Там быстро наладили выпуск короткофокусных фотоаппаратов с механическим затвором и фотоплёнкой - всё, что упорно, но напрасно предлагал внедрить у себя в России изобретатель-казак.
О последних годах жизни Болдырева практически ничего не известно. Некоторые исследователи предполагают, что после того, как изобретения казака не получили признания, он пропал из виду и начал вести асоциальный образ жизни.