Примерное время чтения: 4 минуты
573

Что делал в Сталинграде ледокол «Саратов»? Архивное фото открыло новый факт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Нижнее Поволжье №42 20/10/2021

В одном из фотоальбомов с ретрофотографиями «На просторах Волги» увидела интересный фотоснимок из Сталинграда 1958 г. Фото подписано так – «Канатная дорога» и теплоход-ледокол «Саратов». Я заинтересова- лась – что это за эпизод? Разве над Волгой была ка- натная дорога? И откуда в наших краях ледокол? В. Просина, Волгоград

Как строили СталГЭС

«Про историю канатной дороги, проложенной над Волгой в районе строительства СталГЭС, известно много, – утверждает краевед Виктор Коваль. – Официальным началом стройки ГЭС принято считать 6 августа 1950 г. – день принятия соответствующего постановления Совмина СССР. Подготовительные работы начались год спустя – прокладывались дороги, линии электропередачи, готовилась база для строительства. Чтобы доставлять сюда стройматериалы, было решено построить подвесную канатную дорогу с правого берега Волги до острова Песчаного, где для нужд стройки разместили бетонный завод». 

В 1955 г. первая очередь подвесной дороги длиной 1250 м была пущена в строй, позже к ней прибавился участок ещё в 2,5 км в сторону левобережья. С пуском второй очереди через год доставляли на завод до 800 вагонеток щебня в смену.

По данным Волжского историко-краеведческого музея, четырёхкилометровый воздушный мост держался на двух металлических опорах высотой с 35-этажный дом. 132-метровые мачты-пилоны были установлены одна на правом берегу, другая на левом. На правом берегу находился склад песка, гравия, щебня. Отсюда строительные материалы непрерывным потоком переправлялись через Волгу на левый берег, где возводились основные сооружения гидроузла. Гигантский стальной мост весил 2130 тонн.

Был в составе канатной дороги и подвесной пешеходный мост, который строители СталГЭС прозвали «ходок». По ней строители приходили на работу и с работы в город обратно. Зрелище было не для слабонервных: провисая над водой на высоте 100 м, дорога качалась от ветра, а зимой она покрывалась льдом. Несмотря на такую опасность, о каких-либо трагических инцидентах на канатке ничего не известно. 

Спустя несколько лет с начала строительства появилась сплошная намывная дамба с правобережья на остров Песчаный. Необходимость в канатной дороге исчезла, и её демонтировали.  

Где затонул ледокол?

«Что касается «Саратовского ледокола», то это был первый ледокол, который появился на Волге за всю историю волгокамского судоходства, – отмечает краевед. – Судно было построено ещё в дореволюционное время по инициативе железнодорожного ведомства. Причина – отсутствие моста между правым и левым берегами Волги в районе Саратова. По заказу российских промышленников теплоход был сооружен в британском Ньюкасле фирмой «В. Г. Армстронг Митчел & Ко», спущен на воду 24 мая 1895 года. На той же верфи был построен и паром «Саратовская переправа», в паре с которым ледоколу предстояло работать. На палубе парома были смонтированы четыре железнодорожные нитки путей. Они могли вместить 28 вагонов». 

Что касается ледокола, то его длина составила 40 метров, ширина – 11,5 метра, высота – 15 метров, осадка – 3,4 метра. Толщина обшивки судна достигала 22 мм. Он имел два винта и две паровые машины мощностью 1400 лошадиных сил.

Поскольку ледокол строился с целью прокладки во льду пути для довольно широкого парома, габариты самого ледокола не позволяли провести его через имевшиеся тогда деревянные шлюзы Мариинской системы каналов. Напомним, это система шлюзов соединяла в те годы реки Балтийского бассейна с верховьями Волги. Чтобы решить проблему, ледокол построили разборным на две половины, в каждой из которых функционировали своя машина, котёл и пост управления. По прибытии в Саратов ледокол окончательно собрали воедино. 

Судно начало работать на акватории Волги в Саратове весной 1896-го. Команда ледокола состояла из 50 человек: 25 специалистов палубной команды и 25 – машинного отделения. В годы ВОВ «Саратовский ледокол» привлекался для снабжения армии, в том числе во время Сталинградской битвы.

После войны судно было задействовано при строительстве первого саратовского моста через Волгу, а также при возведении Волжской ГЭС у северной окраины тогдашнего Сталинграда

После списания судно затонуло на акватории Волгоградского водохранилища рядом с мостом через Волгу, вблизи города Энгельса. В хорошую погоду правый борт судна различим в воде невооружённым глазом.

У саратовских властей и энтузиастов истории волжского флота есть давние планы поднять судно и после реставрации превратить его в музей. Дополнительным стимулом по возвращению «Саратовского ледокола» из небытия послужила история подъёма, реставрации и установки в качестве памятника на набережной Волгограда другого исторического судна – бронекатера БК-31.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах