В конкурсе «АиФ» «Карта народного искусства» – ещё один участник с необычным для сегодняшних дней увлечением. Но это как раз то ремесло, без которого раньше ни одна хозяйка не обходилась. А вот сейчас им владеют единицы…
…Интерес к рукоделию иногда приводит к конфликтам в семье: резьба по дереву в малогабаритной кухне или ткацкий станок в однокомнатной квартире – это как слон в посудной лавке. Но если это многолетнее и любимое хобби, то проще смириться, чем спорить.
– У нас вся семья творческая, – говорит волгоградка Екатерина Иванова. – Моя мама прекрасно шьёт и вышивает, вяжет, рисует, сын пишет музыку и тексты. А меня вот повело совсем в другую сторону…
Началось всё со случайно купленной детской рамки для ткачества, которая долго лежала невостребованной в шкафу. Но однажды случайно на ней соткали лоскуток. И понеслось…
– На этом лоскутке удалось увидеть все возможности ткачества, – вспоминает Екатерина.– Я увлеклась. Потом замыслам стало тесно, и захотелось масштаба. Новую рамку для ткачества создала… из старой выброшенной оконной рамы. У меня началась «эпоха гобелена». Шикарные получались вещи, причём первоначальный замысел всегда отличался от конечного результата – нитки диктовали своё, а руки просто следовали за ними.
Потом был детский ткацкий станочек времён СССР и мечта о настоящем станке. Но где его найти?
– К счастью, мы часто путешествуем по России, бываем в разных регионах, – говорит Екатерина. – В Костроме нашли мастера, который изготавливает станки разных размеров. Он показал несколько модификаций, я выбрала подходящую.
Первым опытом, вспоминает Екатерина, стала маленькая дорожка из остатков шерстяных ниток. Получилось! Потом пошли коврики побольше, потом ещё и ещё.
Мастерица уверена: даже обычную домотканую дорожку можно превратить в шедевр, что и делали наши прапрабабушки. Их навыки передаются через поколения, и где-то на генетическом уровне руки, как говорится, помнят. Потому ткачество, оно как живой мостик между эпохами, красота, которая идёт от истоков и вдохновляет на творческие подвиги.
Опять же это экологичное ремесло: у Екатерины в дело идёт ненужный, отживший своё трикотаж. Его она режет на полоски и из них ткёт. Никаких отходов!
Проблема одна – нехватка места. Мешки с сырьём, станок, челноки захватили жилое пространство. По-хорошему можно и мастерскую открыть, ведь коврики расходятся на ура. Так что искусство наших прародительниц сегодня может стать для кого-то настоящим малым бизнесом.
– Ткачество не ограничено параметрами станка. Я узнала, что можно ткать хоть на гимнастическом обруче – будет круглый коврик, хоть с помощью черенков от лопат – это мы уже говорим о фитоткачестве, – открывает мастерица свои планы. – Перспективное направление для тех, кто любит экостиль. В коллекции остались несколько ковриков, сделанных из джута и тростника. Возможно, попробую весной вернуться к этой теме уже на большом станке.
А вот коллег по увлечению Екатерина в Волгограде пока не нашла. Может, потому, что ткачество для наших широт не очень характерно. Тем важнее сберечь для истории и будущих поколений это благородное и полезное ремесло.
Приглашаем участвовать в конкурсе!
Какое оно, нематериальное наследие наших отцов и дедов? Какие лучшие образцы народного искусства сохранились по сей день? Как сберегают такие традиции в вашей семье?
Расскажите нам об этом и примите участие в конкурсе «АиФ»-НП» «Карта народного искусства». Участвовать может каждый, включая обычных читателей, общественные организации, учебные заведения, культурные центры: библиотеки, музеи и т. д. Наиболее активных участников мы отметим почётными дипломами и памятными подарками.
Свои работы – печатные или в формате видео – присылайте с пометкой «На конкурс» (400005, Волгоград, Наумова, 9, офис 216, «АиФ»-НП») или по электронному адресу aif_office@mail.ru. Справки по телефону 8 (8442) 59-07-67.