В рождественские каникулы как никогда хочется чуда, зимней сказки. Поэтому мы не стали сидеть перед телевизором, а отправились всей семьёй в путешествие в настоящую русскую зиму, где бисером блестит снег и есть настоящие русские сани.
Находится этот уголок сказочной зимы практически на границе с Северным полярным кругом в местечке под названием Малые Корелы, что в Архангельской области.
Полярная ночь
Ехать туда далеко – почти трое суток. Но оно того стоит. Только здесь можно представить себе, как жили наши предки на Руси, когда все терема, церкви, мельницы и даже дороги были сплошь из дерева. Малые Корелы – это как раз музей деревянного зодчества, который появился в 70-х годах прошлого века. Причем все постройки, даже многоглавые с четырёхэтажный дом церкви, были построены лишь при помощи топора, зубила и золотых рук мастеров. О том, что такое гвоздь, здесь узнали лишь в XVIII веке.
Эту «безгвоздевую» технологию пришлось повторить уже в ХХ веке. Когда образовывался музей, все постройки сначала пришлось раскатать по брёвнышку, а потом заново собирать уже в едином месте, и получился настоящий деревянный город.
Итак, мы на месте. 11 часов утра. Деревянные дома укрыты снегом, морозно и темно. Утренняя хмарь наступила где-то ближе к полудню, а стемнело уже в три часа дня – такова полярная ночь. Летом, наоборот, говорят, не темнеет вовсе – солнце ночью висит как апельсиновый шарик над линией горизонта.
Колодцы двух видов: с отворотом, когда ведро опускали и поднимали с помощью колеса, и колодец-журавль, когда ведро спускали на длинном шесте. Говорят, что он снится к счастью в замужестве. Не знаю насчёт замужества, но к больным рукам точно. Поднять я его подняла, а вот опустить сил не хватило – тяжесть страшная. А раньше северянки их одной левой!
По улицам ездит «транспорт» – сани, в которые запряжена лошадь. Сани не машина – лобового стекла нет, поэтому ветер и снег в лицо не очень приятны. Но движение лошадки, ветер и бубенчики добавляют этому процессу некое пьянящее состояние, когда так и хочется крикнуть: «э-ге-гей!»
Банька по-чёрному
Описывать резные ажурные деревянные церкви – бесполезно. Их надо просто видеть. Чтобы навсегда влюбиться в деревянных дел мастеров, достаточно побывать в Макарьевской часовне, построенной в XVII-XVIII веках. Она небольшая: войдёт человек пять. Но чудо как хороша: ажурные резные перила, двери и столбики, а над головой – «небеса». В деревянном храме фрески на потолке не сделать, поэтому северные мастера создавали «небеса», когда перекрытия свода обшивали досками, а на них изображали ангелов и святых.
Самое большое здание – терем купца Пухова, которому почти 200 лет. По тем временам это был настоящий двухэтажный особняк. На окнах резные наличники, из-под конька свешивается узорчатое солнышко – знак богатства. На застеклённом окне – морозные узоры. В каждой горнице обязательно висит на тонкой ниточке щепная птица счастья. Считалось, что если к гостю птичка поворачивается клювом – это добрый человек, а хвостом – лиходей. В центре горницы – люлька, над ней материнский сарафан. Он был призван уберечь ребёнка от сглаза и успокоить дитя маминым запахом. Входы в горницы очень низкие, чтобы зайти, приходится наклоняться. Изба топилась, как и большинство бань, по-чёрному. Делалось это ради экономии тепла. Впрочем, угара в домах не было, дым стелился по потолку, а затем вытягивался через волоковое окошко. В банях дымоход не делали. Чёрный дым окутывал баню, делая стены почти стерильными, зола удаляла все запахи и нечистоты. Женщины даже рожать предпочитали в такой баньке – именно из-за чистоты.
Сын смотрит на все это непонимающими глазами. Для моей прабабушки это было нормой, для меня – история, а для ребёнка – чужой и чудной мир. Жалко.