Примерное время чтения: 11 минут
17729

«Платон» не друг. Почему платный проезд коснется не только дальнобойщиков

Людмила Максимова / АиФ

С 15 ноября в России дальнобойщики должны платить за проезд по федеральным трассам – в стране начала работать система взимания платы «Платон» за нанесение ущерба федеральным дорогам грузовыми автомобилями массой свыше 12 тонн. С этого дня перевозчики будут отдавать по 1,53 рубля за каждый километр.

Что говорят дальнобойщики о «Платоне» и его создателях – в материале «АиФ-Волгоград».

30 рублей за километр

Накануне внедрения «Платона» по всей России прошли акции протеста дальнобойщиков. Водители большегрузов в Перми, Новосибирске, на Кубани, под Волгоградом собирались на дорогах, кое-где даже перекрывали движение по трассам.

Акция протеста волгоградских дальнобойщиков.
Акция протеста волгоградских дальнобойщиков. Фото: АиФ/ Алексей Ульянов

На следующий день после акции протеста на трассе представители комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгоградской области собрали местных дальнобойщиков во Дворце культуры профсоюзов, чтобы «обсудить проблему». На встречу пришло больше 200 водителей и перевозчиков. Обсуждение проходило напряженно.

«Вы зачем нам прописные истины рассказываете. Мы все это знаем!»

«Типа посидели, поговорили, успокоились и разошлись».

На встречу с представителями власти пришло больше 200 автоперевозчиков.
На встречу с представителями власти пришло больше 200 автоперевозчиков. Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

«Наше мнение ясно со вчерашнего дня – ноль рублей».

«Народ против вашего закона. Вы голодные будете скоро!»

«А тот, кто этот закон придумал, он почему сначала у нас не спросил? Это ведь люди далекие от трасс, которые посидели и решили срубить с нас бабок. Как у нас вообще в стране принимаются законы?!»

На большую часть вопросов дальнобойщиков волгоградские чиновники ответить не смогли – речь все-таки идет о федеральном законе. В итоге решили, что надо составить обращение к Правительству России и изложить в нем все претензии к системе «Платон». Главный аргумент перевозчиков против системы – нечем платить.

Руководство комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгоградской области.
Руководство комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгоградской области. Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

«Мы не можем даже содержать автотранспорт свой. Вы посмотрите, на каких машинах мы ездим. Кто за последние два года купил новую машину? – автоперевозчик Андрей обратился к своим коллегам в зале. – Никто. Думаете у нас денег много. Мы реально не можем платить. У нас кредиты. Вы хотите, чтобы все эти люди остались без работы и их семьи голодали? Себестоимость моего километра, если учесть только прямые расходы (топливо, зарплата водителя, командировочные и 1,53 «Платону») – 18,26 рублей. Это без амортизации, стоянки, страховки, бухгалтера, транспортного налога. А это еще 7-8 рублей, а то и больше. При этом тариф у нас – 30 рублей за километр».

Автоперевозчик Андрей говорит, что водителям нечем платить.
Автоперевозчик Андрей говорит, что водителям нечем платить. Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

Андрей говорит, что до 2011 года у него получалось каждый год брать в кредит новую машину. Но вот уже 4 года он этого не делает, потому что считает, что «все валится в яму».

Ждите роста цен

Перевозчики жалуются на то, что после падения рубля запчасти на их автомобили подорожали практически на 100%, топливо растет в цене постоянно. По словам дальнобойщиков, их расходы за последние 5 лет выросли в два раза, а тариф на перевозку не менялся с 2008 года.

Дальнобойщики не согласны с тем, что платить за ущерб трассе должны именно они, а не грузоотправитель. Перевозчики не понимают, куда пойдут их деньги, потому что платить надо не государственной компании, а концессионеру ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Большинство водителей уверенны, что их 1,53 за километр осядет в карманах крупных бизнесменов.

Александр, как и большинство присутствующих в зале, сам себе директор, бухгалтер и водитель. Он уверен, что платный проезд отразится не только на дальнобойщиках, но и на всех, кто ходит в магазин:

«Это отразится на ценах. Кто бы не платил – грузоотправитель или перевозчик – это в любом случае войдет в стоимость груза. Вот раньше везли молоко, например, за 3 рубля, сейчас за 6. И платить за это буду я, вы, пенсионеры, студенты. Это касается абсолютно всех».

Рост цен на продукты прогнозируют и эксперты. Заместитель председателя правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов считает, что наибольший рост цен – до 15 процентов – стоит ждать  на хлеб и макаронные изделия – до 15%, соль может подорожать до 13%, крупы – до 7%, подсолнечное масло и молоко – до 5%.

Заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов утверждает, что риска подорожания товаров нет:

«Опасаться заметного подорожания хлеба, муки, молока и других потребительских товаров в 2016 году не стоит. На 12-тонники приходится лишь 8,5% таких перевозок, а основная доля перевозимой по дорогам продукции - около 83% - это навалочные материалы».

В Росавтодоре считают, что, прежде всего, введение взимания платы с большегрузов за ущерб, наносимый федеральным дорогам, скажется на транспортировке промышленных материалов, таких как щебень или песок. Потому что их доставка из региона в регион может занимать значительные расстояния, в отличие от продуктов питания, которые принято перевозить в пределах одного субъекта на более легких типах автомобилей.

Призрачный ремонт

В Росавтодоре считают, что «Платон» позволит сделать систему перевозки грузов по федеральным трассам более прозрачной.

«Из 1,5 млн зарегистрированных в России «12-тонников» порядка 20% принадлежат частным лицам. Большинство таких предпринимателей зачастую занимаются незаконной коммерческой деятельностью в обход налогов и установленных государством допустимых весовых масс и нагрузок. Это, становится причиной разрушения мостов и путепроводов. Именно такие перевозчики в первую очередь и попадут по удар «Платона». С запуском системы, владельцы «12-тонников», которые раньше демпинговали на рынке за счет «серых» схем оказания услуг, теперь столкнутся со штрафами, что нивелирует их преимущества перед легальными перевозчиками», – заявил в преддверии запуска системы «Платон» заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен.

В Росавтодоре говорят, что сейчас рынок автомобильных грузоперевозок большегрузами массой свыше 12 тонн перенасыщен. Ожидается, что часть логистов откажется от фур, сменив их на более мелкие машины.

Самый главный аргумент сторонников введения платного проезда – собранные средства направят на ремонт дорог.

«Все средства, полученные в результате реализации проекта, будут направлены в Федеральный дорожный фонд. Внедрение системы взимания платы позволит переломить сложившуюся ситуацию в сторону стабильного повышения уровня финансирования дорожной отрасли. Проект будет способствовать улучшению качества автомобильных дорог, снижению аварийности, совершенствованию логистических цепочек, а также развитию добросовестной конкуренции на рынке грузоперевозок», – утверждает Росавтодор.

По данным комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, сеть дорог в регионе изношена на 63%. Перспектива отремонтированных трасс должна быть весомым аргументом для водителей. Но в эту перспективу они не верят.

В перспективу отремонтированных дорог водители не верят.
В перспективу отремонтированных дорог водители не верят. Фото: АиФ/ Олеся Ходунова

«А транспортный налог тогда на что уходит? Если нам обещают хорошие дороги благодаря «Платону», то почему бы тогда эти деньги не сразу региону отдавать: взимали бы плату на въезде в нашу область», – говорят дальнобойщики.

Перевозчик Александр говорит, что за те 20 лет, что он работает на большегрузе, негативных изменений в условиях его работы было немало, но «Платон» - «самое убийственное».

«Мне бы очень хотелось, чтобы государство нам вообще не помогало. Не делайте дороги, не помогайте нам, просто не трогайте нас. Я в 90-е с жуликами договаривался и сейчас договорюсь. С ними было гораздо проще, а вот с государством невозможно договориться, - говорит Александр. – Поверьте мне, рано или поздно все выйдут бастовать, просто пока не все поняли, что уже пора».

На встрече с представителями власти водители большегрузов пришли к выводу, что от их протестов все-таки есть толк, раз решено было временно сократить размер взноса почти в два раза и отложить на полгода введение штрафов за неоплаченный проезд. Но ни на какие компромиссы водители идти не хотят. Они против «Платона». Поэтому дальнобойщики решили бастовать дальше и объявили, что с 15 по 22 ноября останавливают грузоперевозки. Правда, остановились не все. Многие водители едут дальше. Ругают власть, «Платон», дорогую солярку, но едут дальше.

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах