Работа и дом на родной земле, востребованность и уверенность в завтрашнем дне, возможность заниматься любимым делом и растить детей в атмосфере добра и стабильности – основа основ жизни человека. И это все было в российском селе до поры до времени. Привычный уклад был раздавлен страшным катком перестройки: люди и земля в одночасье оказались не нужны никому и в растерянности застыли перед неизвестностью...
О том, с каким трудом пришлось выкарабкиваться из этой ямы, собирая трактора из чудом уцелевшего металлолома и поднимая зараставшие бурьяном поля, наверняка еще будут написаны целые книги. Народ в очередной раз совершил подвиг, частично возродив село, но, наученный горьким опытом, стал отправлять своих детей в город – подальше от грязной и безденежной работы на земле.
На старых кадрах
«Умные в городе сидят, дураки – в колхозной конторе, ну а на тракторе и на ферме вообще работают круглые идиоты» – эта циничная пословица перестроечных времен на многие годы стала актуальной в российском селе.
Стали закрываться детские сады и школы, следом за ними начинали пустеть села. Одно за другим стали исчезать СПТУ, те самые, которые дали путевку в жизнь многим сегодняшним фермерам: все меньше находилось желающих получить профессию механизатора или оператора машинного доения, сварщика, овощевода. Зато город прирастал молодежью: росла армия парикмахеров, охранников, менеджеров, продавцов.
До поры до времени хозяйства «выезжали» на старых кадрах, механизаторах, которые начинали работать еще на тракторах ДТ-75 да первых комбайнах «Колос» и «Енисей».
На фермах дорабатывали свое доярки и телятницы с тридцатилетним, а то и более стажем. Добиться того, чтобы в животноводство пришла молодежь, не удавалось даже большими зарплатами.
В конце концов кадровый голод коснулся всех без исключения аграриев – и мелких фермерских хозяйств, и крупных агрохолдингов. Порой дело доходило до абсурда – в хозяйстве стали появляться деньги на хорошую комфортную технику, а посадить на нее было некого. Роль агронома приходилось вынужденно брать на себя руководителям хозяйства, не имеющим специального образования, а некоторые хозяйства вообще отказывались от животноводства и закрывали фермы. При том что Волгоградский сельхозинститут ежегодно исправно выпускал в большую жизнь партии специалистов, до села они не добирались, «растворяясь» в больших городах.
В свое время с этой проблемой столкнулись и в ООО СП «Донское» Калачевского района Волгоградской области.
Профориентация и патриотизм
– Нашему многопрофильному предприятию постоянно требуются люди с элементарной базой знаний. Мы готовы их доучить, довести до совершенства, помочь стать настоящими профессионалами, но где их взять? – говорит заместитель директора ООО СП «Донское» Ирина Колесниченко. – предприятие всегда участвует в ярмарках вакансий в сельхозакадемии, и знаете, мы просто поражены, сколько выпускников – молодых специалистов сидит с пустыми глазами, им просто ничего не надо, им неинтересна работа на земле. А действительно талантливые ребята – они как бриллианты в общей толпе, но такие учатся по направлениям хозяйств и возвращаются на родину.
Вот так, столкнувшись несколько лет назад с тотальным дефицитом кадров, в передовом хозяйстве области осознали, насколько все запущено, и взялись за реализацию собственной концепции подготовки кадров. В отличие от всего, что существовало ранее, здесь решили увязать в единый проект не только профориентацию, но и воспитание патриотизма, гордость за родной край, любовь к селу, родительскому дому. Только изменив отношение к основополагающим истинам, на которых на самом деле держится мир, можно добиться перемен в трудовом воспитании молодежи.
И отправной точкой в этом процессе стали сельские школы.
– Мы сами с азартом разрабатывали концепцию профориентации, ведь идея должна быть свежей, захватывающей, лишенной какого бы то ни было формализма, – делится Ирина Колесниченко. – Она должна быть интересна прежде всего детям. К работе привлекли ведущих специалистов нашего хозяйства, экспертов, ученых сельхозакадемии, педагогов. Учебными площадками должны были стать подразделения нашего СП, учителями — ведущие сотрудники, представители всех направлений работы хозяйства.
Первопроходцы
– В 2019 г. на совещании директоров школ района я изложила нашу идею ранней профориентации, – вспоминает Ирина Колесниченко. – В чем-то она была революционной: мы предложили открыть аграрные классы, где могли бы преподавать наши специалисты. Нас поддержали многие. В число «первопроходцев» вошли Ильевская средняя школа, школа №1 г. Калача, в образовательный процесс включилось руководство СПТУ №13, где раньше существовало отделение подготовки механизаторов сельского хозяйства.
Первый набор желающих получить эту специальность оплачивали мы сами, за счет хозяйства, но дело пошло, вскоре уже появились бюджетные места, и это говорит о многом. Мы не знаем, сколько выпускников захотят устроиться на работу именно к нам, но уверены в том, что сделали доброе дело для всех аграриев района, возобновив подготовку сельских механизаторов, которые стали дефицитом в последние годы.
«Переформатировать» устоявшиеся взгляды нелегко – поэтому мы начали с наглядности – повезли школьников вместе с родителями на экскурсии в наше хозяйство. Оно у нас многопрофильное — есть и растениеводство, и животноводство. Ведущим направлением является животноводство.
Не доярки – операторы доения
Для многих ферма представляется адом – навоз, вонь, холод. Поэтому увиденное во время экскурсии оказалось культурным шоком – ухоженные, как с картинки, животные, никакого запаха фермы, полностью автоматическое доение под музыку, современные технологии охлаждения и переработки молока, где участие человека сводится к минимуму.
Школьники и их родители увидели персонал, внешний вид которого не отличается от работников какого-либо ведущего концерна. И да – это сфера животноводства, которой родители долгое время пугали ленивых детей, это не далекая заграница, а родной район, местное хозяйство, сделавшее ставку на долгосрочное развитие.
Меняется подход к работе – меняется все: сейчас на нашем предприятии доярок нет – есть оператор машинного доения, вместо скотника работает животновод со знанием основ зоотехники и ветеринарии.
–Разница огромная, – говорит замдиректора ООО СП «Донское» Ирина Колесниченко. – Нам требуются не просто механически выполняющие свою работу люди, а вдумчивые, разносторонние специалисты, разбирающиеся в физиологии и психологии животных, знающие английский язык, поскольку оборудование импортное, и основы информатики, так как весь технологический процесс компьютеризирован. Все наши сотрудники во время приема на работу проходят серьезное психологическое тестирование: работа с животными подходит далеко не каждому.
Из класса – в академию
Сегодня животноводство – это высокотехнологичный процесс, достойные зарплаты и хорошие перспективы, и мы не перестаем это повторять. Работать на родной земле, а не скитаться по вахтам в погоне за заработком, иметь свое жилье, стабильную работу, приносящую пользу обществу, и гордиться своей профессией – вот на что нацелена образовательная программа, которую мы предлагаем нашим детям. Аграрные классы – это возможность поступления в Волгоградскую сельхозакадемию и дальнейшее гарантированное трудоустройство в сфере АПК региона.
«Встроить» программу ранней профориентации в образовательный процесс помогли директора школ, которые горячо поддержали идею «Донского». Сегодня на занятия с удовольствием ходят и мальчики, и девочки. Для многих сфера АПК пока еще является экзотикой, а кто-то уже принял для себя решение отучиться и остаться жить и работать в районе.
– Мы, педагоги, полностью поддерживаем эту концепцию, – говорит директор Калачевской средней школы Ольга Колычева. – Учителя сами давно били тревогу, говоря о том, как ненормальна нынешняя ситуация, когда выпускники сельских школ разлетаются в поисках лучшей доли, а села пустеют и вымирают, земля зарастает бурьяном. У нас замечательная природа, Калачевский район имеет огромный потенциал, но требуются люди, готовые взяться за его дальнейшее развитие.
Та идея, что предложило нам руководство ООО СП «Донское», легла на благодатную почву, мы с удовольствием согласились подключиться к программе.
Опыт для всей страны
Как и все новое, эта концепция вызвала немалое количество споров. Нам пришлось много рассказывать и убеждать родителей, что учеба в аграрном классе – это не значит обязательное поступление их сына или дочки в сельхозакадемию, хотя там сейчас такое многообразие специальностей, включая самые востребованные, что глаза разбегаются.
Аграрный класс – это шикарная возможность общения с ведущими учеными вуза, участия в различных научных проектах, олимпиадах и конкурсах. Сегодня вуз щедро делится своим научным потенциалом со всеми школами, и не воспользоваться такой возможностью для наших калачевских детей было бы огромной ошибкой.
Мы все мечтаем о том, что результаты нашего совместного труда окажутся успешными, а опыт полезным для всей страны. Идея, предложенная руководством ООО СП »Донское», заслуживает самой широкой поддержки в регионах.
И впрямь, сейчас сельское хозяйство уверенно превращается в высокотехнологичную сферу – достаточно посмотреть на современные комбайны и трактора, оборудование, методы хозяйствования на земле. От тех, кто придет трудиться в эту сферу, сегодняшний день требует высокого профессионализма, осознанности, любви к своей работе. Именно на это и рассчитан проект ООО СП «Донское», который уже несколько лет уверенно претворяется в жизнь.
«АиФ» – Нижнее Поволжье» благодарит за помощь в подготовке статьи borbagazeta.ru.