Волгоград, 12 апреля – АиФ-Волгоград. Футбол уже давно не является игрой миллионов. Это игра миллиардов: долларов, евро и тем более рублей. Когда Россия получила право на проведение чемпионата мира 2018 года, среди криков восторга сразу стали раздаваться осторожные реплики: не будет ли это вторым Сочи? До Олимпиады еще год, но уже сейчас понятно: зимние Игры в субтропиках едва ли окупятся.
Пилите, Шура, пилите?
Население практически не сомневается: деньги разворуют. Распилят, как говорится. Но люди надеются, что часть средств все же пойдет по назначению. Надо же отчитаться построенными стадионами и дорогами до аэропорта! Вот только российский автодор значительно опережает по технологиям какую-нибудь Европу. Что нам стоит сляпать трассу, которая развалится следующей же зимой? У нас и умельцы есть, и неподкупные контролеры.
Футбольное пиршество примут 11 городов. Они запросили 540 млрд рублей из федеральной казны, и даже в привычных ко всему верхах возмутились такой резвости. Скорее всего, аппетиты придется поумерить, ведь кое-где попытались за чужой счёт решить накопившиеся коммунальные проблемы. Но позиция центра непреклонна: на стадионы давать, на ремонт канализации отказать.
«Как известно, 5 из 12 арен Чемпионата мира уже находятся в стадии строительства, – цитируют на официальном сайте Оргкомитета ЧМ-2018 председателя этого органа Виталия Мутко. – В семи городах, где процесс возведения стадионов еще не стартовал, были проведены конкурсы на проектирование. Разработкой проектов арен займутся российские компании в сотрудничестве с ведущими зарубежными архитектурными бюро, которые в том числе проектировали и стадионы Чемпионатов мира в Германии и ЮАР – им хорошо знакомы требования FIFA. Рассчитываем, что уже в апреле будут представлены проектные решения по четырем стадионам – в Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Проектирование этих арен будет завершено к концу текущего года. При строительстве стадионов мы будем использовать успешный опыт Казани, где арена уже совсем скоро будет сдана в эксплуатацию».
Почти готовы
Итак, передовым является опыт Казани. В 2013 году там пройдет летняя Универсиада. Событие крупное само по себе, к тому же позволяющее подготовиться к мундиалю в «боевом» режиме.
Стадион на 45 тыс. мест в Казани обошелся федеральному бюджету в 12,5 млрд рублей. Спортивную арену обещают открыть к концу апреля. Стадион оснастили краном, который позволит транслировать видео (в том числе трансляцию закрытия и открытия Универсиады) в HD-качестве.
Кроме того, к объектам чемпионата мира по футболу относится кольцевая железная дорога вокруг Казани. В Татарстане рассчитали, что на возведение дороги потребуется 19,9 млрд рублей, однако министерство транспорта РФ готово выделить на строительство только 10,7 млрд рублей. Остальное, надеются казанцы, оплатят по «футбольной» линии.
Сразу два стадиона примут матчи в Москве. Столица, в отличие от остальной России, всей необходимой инфраструктурой обладает, поэтому здесь траты будут значительно меньше, чем в регионах. Хотя только на реконструкцию недавно реконструированных «Лужников» потребуется порядка 28-30 миллиардов рублей. После нового переоснащения вместимость бывшего стотысячника составит 85 тысяч мест – вместо нынешних 78 тысяч.
Только к концу мая 2013 года власти столицы определятся с окончательным планом реконструкции. Самый простой из вариантов оценивается в 10 миллиардов рублей. Стоимость самого дорогого начинается от 28 миллиардов рублей. Во многом ценник будет зависеть от того, решат ли сносить большую спортивную арену «Лужники» или реконструкция пройдет без демонтажа основных конструкций.
Вторым будет стадион «Спартака». Все расходы здесь легли на футбольный клуб и его владельца. Государственные средства потребуются лишь для строительства развязок, расширения автомобильных дорог, расконсервации станции метро и т. д. Однако эти траты, скорее всего, лягут на городскую казну.
Ну и Сочи. Как сообщил источник в администрации города, какие-то переделки под чемпионат еще могут понадобиться, но в любом случае в этот южный город из бюджета России уже перечислили достаточно средств. Дальше управятся сами.
Куда уходят деньги? Куда ушли они?
«Мы хотим проверить, куда уже ушли 16 миллиардов рублей и откуда взялась баснословная цена стадиона – почти 43 миллиарда рублей». Угадайте, по какому поводу сказал это глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Если подумали о «Зенит-Арене», то сделали совершенно верно. Может, наши спортсмены не всегда соответствуют олимпийским нормативам: «быстрее, выше, сильнее», но спортивные объекты давно покорили отметку «дороже» – петербургский стадион имеет все шансы стать самым дорогим в мире.
Но сооружением каменной чаши, где будут бегать дядьки в майках, планы северной столицы не ограничиваются. Правительство Санкт-Петербурга запросило 85 миллиардов рублей из федеральной казны на развитие транспортной инфраструктуры. Из них 25 миллиардов должны пойти на строительство двух станции петербургской подземки. Еще 9 миллиардов Смольный просит потратить на строительство моста через остров Серный.
Также петербургские чиновники хотят, чтобы Кремль дал денег на реконструкцию набережной Макарова и ремонт Тучкова моста – чтобы гости футбольного праздника не утонули в Неве. Так и набежало уже 43 миллиарда рублей.
Оставшиеся 42 миллиарда петербуржцы хотели бы потратить на достройку ветки метрополитена до аэропорта в Пулково. Согласно плану, линию подземки должны проложить туда до 2025 года. Смольный предложил управиться к 2018 году.
Сам город готов добавить к федеральным средствам еще около 70 миллиардов рублей. Они пойдут на продолжение линии петербургской подземки от «Спасской» до «Морского фасада», а также на окончание строительства Фрунзенского радиуса со станциями «Проспект Славы», «Дунайская» и «Южная». Еще около 30 миллиардов рублей из бюджета города уйдут на другие транспортные сооружения.
Бедные родственники
Перейдем к остальным городам, которые тоже хотят свою долю. Например, Волгоград запросил порядка 60 млрд. Свыше 7 млрд из этой суммы – на прокладку дорог. А еще предстоит спроектировать и построить стадион, переделать аэропорт и обеспечить прочую инфраструктуру.
А вот в Екатеринбурге, одном из самых дорогих городов страны, решили не мелочиться. Там подсчитали и выставили смету в 161 миллиард рублей. Правда, значительную часть расходов, аж 9 миллиардов, здесь готовы взять на себя. Оставшуюся безделицу, 152 млрд, просят у федерального центра.
Основная сумма предназначена на строительство дорог – это оценено в 123 миллиарда рублей. Остальные части бюджета не такие затратные: так, на реконструкцию Центрального стадиона, который должен будет вмещать 45 тысяч зрителей вместо нынешних 27 тысяч, планируется потратить «лишь» 11 миллиардов рублей, 7 миллиардов из которых должны поступить из федерального бюджета. А ещё Екатеринбург рассчитывает построить вторую ветку метро.
Кроме того, потребуются деньги на увеличение пропускной способности аэропорта «Кольцово», а также на строительство 15 гостиниц разной звездности на 2295 мест. Видимо, с частными инвесторами на Урале дефицит.
А Самара устроила аттракцион невиданной скромности. Власти направили заявку на выделение субсидии на проектирование стадиона в размере… 560 миллионов рублей. Региональное правительство готово обеспечить софинансирование проектных работ в размере 275 миллионов рублей. Неужели больше ничего не включили? Или самарцы решили пока не разглашать информацию? А может, подозревают, что из-за специфического запаха к ним просто никто не приедет?
В Нижнем Новгороде полным ходом идёт проектирование стадиона. Предполагается, что его строительство обойдется в 12-16 млрд рублей. О других финансовых аппетитах волжан пока неизвестно.
Зато Ростов не скрывает заинтересованности в государственной подпитке. 91 млрд рублей попросили донцы. Из них 22 млрд – на дороги. Строительство футбольной арены обойдется в 10 миллиардов рублей. Ещё около 4,5 миллиардов уйдёт на её обеспечение инженерными сетями.
Казалось бы, чего же боле, но как же без большого авиаузла? На его строительство ростовские власти рассчитывают получить из федерального бюджета 10 миллиардов 217 миллионов рублей – к их чести, оставшиеся 17 миллиардов они планируют привлечь своими силами.
Ну и, конечно, метро. Ростовчане не пожелали отставать от уральцев и питерцев, предусмотревших эту статью расходов. Только отличие города на Дону от коллег-конкурентов на Исети и на Неве состоит в том, что в Ростове метро нет в принципе. Ну так что ж? Хороший повод обзавестись современным транспортом!
Калининградская область надеется на 73 миллиарда федеральных рублей. Местные чиновники включили в программу социально-экономического развития региона до 2020 года максимум объектов. Тут и строительство в Калининграде общежитий на 800 мест, наземных и подземных переходов, мостов, дорог, и чистка водоемов, и обустройство полигона для твердых бытовых отходов, и даже реконструкция медицинских учреждений. Причем названная сумма – не окончательная.
«В ближайшее время, возможно, какие-то объекты уйдут, какие-то добавятся. Говорить о том, что все ясно окончательно — преждевременно, — заявляет вице-премьер правительства Калининградской области Александр Рольбинов. – Мы чемпионат проводим не ради чемпионата, а ради того, чтобы подтянуть инфраструктуру, чтобы появились спортивные объекты, чтобы дать новое дыхание городу, всей области».
По Саранску, который сенсационно попал в итоговый список, данных мало. Чиновники отфутболивают журналистов друг к другу – видимо, в честь предстоящего события. Но известно, что в октябре 2012 года речь шла о 60 миллиардах рублей, 70% из которых должны были поступить из федерального бюджета (эти суммы озвучил глава Мордовии Владимир Волков). То есть сейчас речь идёт о 42 млрд, но опыт показывает, что со временем аппетиты только растут. Зато только в Мордовии начали строить современный стадион, вообще не дожидаясь объявления городов-хозяев ЧМ-2018. Может, элемент блефа в этом и был, но какие-то деньги на строительство в регионе всё же нашли, за что честь и хвала местным властям.
* * *
Что ж, 15 апреля, возможно, наступит какая-то ясность. В правительстве РФ в этот день должны разобраться: кому по потребностям, а кому по способностям. Лишь бы способности не расходились с Уголовным кодексом. Ну это так, ремарка в сторону… Мы же знаем, что всё будет по-честному.