27 ноября в России отмечается День морской пехоты — профессиональный праздник всех военнослужащих, военнообязанных, а также гражданского персонала, проходящих или проходивших службу и работающих в воинских частях морской пехоты ВС РФ.
История российской морской пехоты насчитывает уже 313 лет, она была сформирована Петром I еще в 1705 году. За более чем трехсотлетнюю историю своего существования русские морские пехотинцы вписали немало славных побед в историю нашего государства. Не случайно девиз морской пехоты ВМФ России — «Там, где мы, там победа!».
День оценщика
Также 27 ноября свой профессиональный праздник отмечают люди, профессия которых — оценка движимого и недвижимого, как говорится. Нам кажется, что появились оценщики совсем недавно, тогда как на самом деле оценочная деятельность существовала еще 5000 лет назад, когда казначеи и писцы оценивали имущество. В 1893 году в России был принят первый закон, регулирующий оценку имущества, что положило начало профессиональной оценке в ее ранней форме.
Но после революции 1917 года, в связи с отменой частной собственности, профессия практически исчезла. И появилась вновь с возвращением частной собственности в нашей стране, то есть в начале 90-х годов прошлого столетия И 27 ноября 1996 года Министерство труда и социального развития РФ официально утвердило квалификационную характеристику для должности «оценщик», что считается официальным днем рождения профессии.
Канун Рождественского поста
А в народе в этот день отмечают Филиппово заговенье, ибо церковь чтит память апостола Филиппа, а на следующий день начинается длительный рождественский пост.
Для народного календаря это была особая дата, так как она знаменовала собой начало важного жизненного этапа.
Для наших предков было днем рубежа и осмысленного перехода. Это был мост между осенней сытостью и зимней строгостью, между мирскими радостями и духовной сосредоточенностью. Через ритуалы заговенья, очищения и гаданий человек готовил себя и свой дом к сорокадневному пути к Рождеству — времени тишины, молитвы и ожидания Света.
27 ноября было днем заговенья, то есть последним днем перед началом одного из четырех главных постов года, Рождественского (или Филипповского), который длится до 6 января. Главная тема дня — прощание со скоромной пищей, весельем и окончательная подготовка к зиме и духовному сосредоточению.
И, конечно, главным обрядом дня была «Прощальная» скоромная трапеза.
Прощальная трапеза
В этот день было принято обильно и сытно есть, но с одним условием — на столе должна была остаться сколотина. Хозяйка специально готовила так, чтобы от всего скоромного (мяса, сала, молока, яиц) что-то осталось на следующий день. Этот остаток символизировал уверенность в том, что после поста в доме снова будет достаток. Последним блюдом, которое доедали, была обычно мясная или скоромная шти (щи).
Кусок сала или миску с мясной похлебкой обязательно выносили на двор и оставляли на пне или заборе со словами: «Мороз-Филиппушка, вот тебе угощенье, а нас не морозь, не знобь, пост соблюдать помоги». Этим «задабривали» зимнюю стужу.
Подготовка к посту включала в себя полное очищение, а значит этот день был обязательно баннным. Вся семья должна была сходить в баню. Это было не просто мытье, а ритуал очищения от «скоромной скверны» перед постом. Мылись тщательно, с парением веником, чтобы «выбить» из себя все греховные мысли.
Полностью очищался и дом, его тщательно убирали, мыли полы, вытряхивали половики. Все должно было быть чисто к первому дню поста. Мусор, собранный в этот день, обязательно сжигали в печи, а не выносили, чтобы «богатство из дома не вынести».
О чем молятся святому Филиппу
Например, рассыпали по полу дома горсть зерна. Затем эту «дорожку» подметали особым веником, смоченным в святой воде, по направлению от порога к печи, «загоняя» таким образом урожай и достаток в дом.
Девушки традиционно гадали на суженого: бросали через ворота свой башмак. Куда носок укажет — оттуда и ждать жениха. Если башмак падал носком к дому — замужества в этом году не будет.
Апостола Филиппа чтили в народе как помощника в земледельческих трудах и хранителя семейного благополучия. Ему молились о достатке в доме и о хорошем урожае будущего года.
Считалось, что с Филиппова дня «волки начинают сходиться в стаи и подходить ближе к человеческому жилью». Поэтому волка в этот день мысленно «чтили» и задабривали, бросая за окно кость от скоромного ужина, чтобы хищник не трогал скот.
Запреты Филиппова дня
Разумеется, были и свои запреты в этот день.
Так, нельзя было скупиться на еду и садиться за стол в одиночку. Застолье должно было быть щедрым и братским. Скупость в этот день сулила голодный год.
Категорически нельзя было сквернословить, сплетничать и злиться. Все «словесные» грехи, совершенные в день заговенья, считались особенно тяжкими, так как человек «входил в пост с грязной душой».
Запрещалось заниматься тяжелым физическим трудом — уборка в доме и другие повседневные домашние дела таким не считались.
Нельзя было выбрасывать остатки скоромной еды. Их либо доедали, либо отдавали животным, либо использовали в обрядах («накормить мороз»).
Не рекомендовалось давать и брать в долг. Все финансовые дела следовало завершить до поста.
Запрещалось проводить свадьбы и большие шумные праздники. Время веселья заканчивалось. С этого дня начинался период тишины, молитвы и воздержания.
Приметы дня на 27 ноября:
- «Иней на Филиппа — к урожаю овса».
- «Если на Филиппов день день ясный — к хорошему урожаю хлебов в будущем году».
- «Ворон каркает на Филиппа — к оттепели».
- «Если снег налипает на деревья и заборы — будет ненастная, с частыми снегопадами зима».
- «Куры рано на насест садятся — к морозу».
- «Снег выпал на мерзлую землю и не растаял — весна будет ранняя и дружная».
- «Облака идут низко — к стуже».